СОВЕСТЬ СОВЕСТЬ
Урок 23. Совесть Угрызения и муки совести…
Что такое стыд и что такое совесть «Стыд перед людьми – хорошее чувство, хорошее чувство, но лучше всего стыд но лучше всего стыд перед самим собой.» перед самим собой.» Л.Н.Толстой Л.Н.ТолстойПословица: Нет ни стыда - ни совести.
Совесть – это нравственная глубина в человеке, нравственное мерило, формирующее личность человека, научающее с его помощью оценивать все свои поступки, слова, мысли. Совесть даёт нравственную оценку всем поступкам и движениям души, если есть совесть, то есть и стыд. если есть совесть, то есть и стыд.
За что нам бывает стыдно?
Стыд Вина Раскаяние Извинение Прощение Совесть
Что делать?
Найди дело, противоположное совершенному проступку (по итогам анкетирования) УКРАЛ СОЛГАЛ ПОЖАДНИЧАЛ СКАЗАЛ ЗЛОЕ СЛОВО ПОДАРИ ПОПРОСИ ПРОЩЕНИЕ ВЕРНИ НАБЕРИСЬ СИЛ СКАЗАТЬ ПРАВДУ
Рефлексия
Совесть - это внутренний маяк, освещающий наш жизненный путь. освещающий наш жизненный путь. - это нравственный светофор. Стоп! Так нельзя! Подумай! Подумай! Сделай свой Сделай свой нравственный выбор! - это внутренний компас, указывающий направление к вечным ценностям, чтобы мы не сбивались с пути.
Домашнее задание по рабочим листам Обсуди с родителями и напиши небольшое размышление на одну из предложенных тем: Обсуди с родителями и напиши небольшое размышление на одну из предложенных тем: «Моя совесть абсолютно чиста, потому что я ею не пользуюсь». «Моя совесть абсолютно чиста, потому что я ею не пользуюсь». Что бы ты сказал этому юноше? Что бы ты сказал этому юноше? «Есть ли у совести возраст?» «Есть ли у совести возраст?» «Пропала совесть, нет ни стыда, ни совести – это свобода!?» «Пропала совесть, нет ни стыда, ни совести – это свобода!?» Бытуют выражения… (рабочие листы). Бытуют выражения… (рабочие листы). Пословицы. Пословицы.
Есть ли у СОВЕСТИ возраст? «Грязная, оборванная, тощая старуха возникла перед Антошей, словно из под земли выросла. Сгорбленная, трясущаяся, она просяще протягивала к нему костлявые руки и что-то неразборчиво ныла. Антоша остановился, оторопев и спросил испуганно: - Вы что, бабушка? Вам чего? -К тебе я, недобрый человек, к тебе, мой погубитель… к тебе, мой погубитель… -Ты чего мелешь, бабка?! Я тебя в первый раз вижу! Я тебя в первый раз вижу! -Это правда, в первый раз видишь. в первый раз видишь. Ведь я - твоя совесть, Ведь я - твоя совесть, которую ты сделал такой которую ты сделал такой больной и нечистой. больной и нечистой. Николай Блохин «Старуха-совесть». Николай Блохин «Старуха-совесть».
М.Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть» «…взмолилась бедная совесть, отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и сохрани меня в нем! Авось он меня, неповинный младенец-то, приютит и выхолит, авось он меня в меру возраста своего произведет, да и в люди потом со мной выйдет не погнушается. По этому ее слову все так и сделалось. Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама». По этому ее слову все так и сделалось. Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».
СОВЕСТЬ
Урок подготовила и провела Учитель МКОУ «СОШ 85 имени Героя Советского Союза Н.Д. Пахотищева» г. Тайшета Иркутской области ПОПОВА ТАТЬЯНА ПАВЛОВНА
АННОТАЦИЯ Урок по ОРКСЭ в 4 классе, 23 модуль СЭ и ОПК урок 10. Урок о нравственных понятиях: совесть, стыд, вина, раскаяние, извинение, прощение. Форма проведения – Форма проведения – беседа с элементами сравнения, аналитического обсуждения. На уроке используются работа с текстом, с иллюстративным и раздаточным материалом, и рабочими листами.
Цель: познакомить обучающихся с понятиями «совесть»,«стыд», «вина», «извинение», «раскаяние», «прощение» - как основополагающие нравственные ценности.
Задачи: Учить работать с терминами. Развивать навыки комментированного чтения. Закреплять умение выбора ключевой фразы, как основы текста. Воспитывать нравственные качества личности.
Связь основных понятий Вина Извинение Стыд Ложный стыд Раскаяние СОВЕСТЬ ПРОЩЕНИЕ
Компетентности Коммуникативные Коммуникативные Творческие Творческие Гражданственно-общественные Гражданственно-общественные Личностно-смысловые Личностно-смысловые
Оборудование и материалы Словари Словари Выставка книг Выставка книг ИКТ ИКТ Раздаточный материал для работы в группах, в парах, индивидуально Раздаточный материал для работы в группах, в парах, индивидуально Рабочие листы Рабочие листы
План деятельности учащихся на разных этапах урока 1. Где живёт совесть? 1. Где живёт совесть? Работа в группах над определениями: Работа в группах над определениями: со словарями, с учебником СЭ, Учебником ОПК; со словарями, с учебником СЭ, Учебником ОПК; 2. Путь от проступка к прощению. Погружение в тему. 2. Путь от проступка к прощению. Погружение в тему. Фронтальная работа над понятиями связанными с основным. Фронтальная работа над понятиями связанными с основным. 3. Что делать, если проступок случился? 3. Что делать, если проступок случился? (закрепление через практическую направленность темы - итоги анкетирования) Презентация. (закрепление через практическую направленность темы - итоги анкетирования) Презентация. 4. Духовные традиции России. 4. Духовные традиции России. 5. Рефлексия урока. 5. Рефлексия урока. Комментирование домашнего задания: (Лист для работы с родителями). Обсуди с родителями Обсуди с родителями 1. Напиши небольшое размышление на одну из предложенных тем 1. Напиши небольшое размышление на одну из предложенных тем 2. Бытуют выражения… (рабочие листы). 2. Бытуют выражения… (рабочие листы). Работа в парах над смысловым содержанием крылатых выражений Работа в парах над смысловым содержанием крылатых выражений 3. Пословицы. Индивидуальное задание (рабочие листы). 3. Пословицы. Индивидуальное задание (рабочие листы).
Прогнозируемые результаты Получили навыки работы с терминами. Получили навыки работы с терминами. Получили аналитические навыки в работе со словарями и статьями учебника. Получили аналитические навыки в работе со словарями и статьями учебника. Научились употреблять различные понятия, связанные с основным понятием «совесть». Научились употреблять различные понятия, связанные с основным понятием «совесть». Коммуникативные навыки. Коммуникативные навыки. Индивидуальная деятельность через рабочие листы на уроке и в семье. Индивидуальная деятельность через рабочие листы на уроке и в семье. Познакомились с православной традицией просить прощение. Познакомились с православной традицией просить прощение.
СОВЕСТЬ – внутреннее чувство Словно ненаписанная повесть Словно ненаписанная повесть Всех поступков, помыслов сердец, Нас порою обличает совесть. Это кара или дар Небес? Для кого-то этот голос громок: Слышит он души упрек немой, Совершив проступок или промах - Сразу же теряет свой покой… Всех поступков, помыслов сердец, Нас порою обличает совесть. Это кара или дар Небес? Для кого-то этот голос громок: Слышит он души упрек немой, Совершив проступок или промах - Сразу же теряет свой покой…
Угрызения и муки совести…
заставляет размышлять о своих поступках критически оценивать свои поступки напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности игнорирует хитрые оправдания СОВЕСТЬ заставляет говорить о себе правду
Связь основных понятий Вина Извинение Стыд Ложный стыд Раскаяние СОВЕСТЬ ПРОЩЕНИЕ
Бытуют выражения: 1. Поступать без зазрения совести - без стыда, без стеснения; 1. Поступать без зазрения совести - без стыда, без стеснения; 2. Жить со спокойной совестью - жить честно, справедливо; 2. Жить со спокойной совестью - жить честно, справедливо; 3. Поступок на его совести - человек не выполнил того, что был обязан 3. Поступок на его совести - человек не выполнил того, что был обязан сделать, сделать, 4. Этот поступок лежит на его совести - он несёт за это моральную 4. Этот поступок лежит на его совести - он несёт за это моральную ответственность; ответственность; 5. И как только у него совести хватило - как он не постыдился; 5. И как только у него совести хватило - как он не постыдился; 6. Сработано на совесть - сделано добросовестно; 6. Сработано на совесть - сделано добросовестно; 7. Человек с чистой совестью – человек добропорядочный; 7. Человек с чистой совестью – человек добропорядочный; 8. Поступать против совести - поступать вопреки своим убеждениям; 8. Поступать против совести - поступать вопреки своим убеждениям; 9. Сделать на совесть - делать что-то хорошо, добросовестно; 9. Сделать на совесть - делать что-то хорошо, добросовестно; 10. Поступать по совести - поступать, как требует совесть; 10. Поступать по совести - поступать, как требует совесть; 11. По совести говоря - честно, откровенно; 11. По совести говоря - честно, откровенно; 12. Сделал для очистки совести - сделать, чтобы не обвинять себя в чём-то; 12. Сделал для очистки совести - сделать, чтобы не обвинять себя в чём-то; 13. Терпеть угрызения совести - чувство вины и раскаяние вследствие 13. Терпеть угрызения совести - чувство вины и раскаяние вследствие дурного поступка; дурного поступка; 14. Сделка с совестью - из-за выгоды пойти против совести; 14. Сделка с совестью - из-за выгоды пойти против совести; 15. «Усовестили его – признался…» - старались убедить в осознании 15. «Усовестили его – признался…» - старались убедить в осознании своего проступка; своего проступка; 16. Судить по суду совести - всеобщее осуждение; 16. Судить по суду совести - всеобщее осуждение; 17. От человека утаишься, от совести не утаишься - от себя не убежишь; 17. От человека утаишься, от совести не утаишься - от себя не убежишь; 18. Сгореть от стыда - испытывать жгучее чувство вины за свой проступок; 18. Сгореть от стыда - испытывать жгучее чувство вины за свой проступок;
Домашнее задание по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка»
А.Гайдар «Совесть»
Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу. Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами. А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить. - Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу? - Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился. Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу. А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно. Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела. Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
смешной Малыш доверчивый правдивый добродушный искренний
Веселая Легкомысленная Беззаботная Недисципли нированная Беспечная стыд грусть обида Зов совести Тяжело на сердце Нина Веселая Беззаботная Недисципли нированная Беспечная Нина
даже перед собакой - Доброму человеку бывает стыдно - Стыд и честь как платье: чем больше потрёпаны - Стыд перед людьми хорошее чувство - Когда человек краснеет - Нет стыда признаться человеку но лучше всего стыд перед самим собой начинается его более благородное я в своей ошибке тем беспечнее к ним относишься
Кроссворд
Синквейн 1. Название темы. 2. Описание темы (два прилагательных). 3. Действия в рамках этой темы (три глагола). 4. Это фраза, показывающая отношение к теме. 5. Слово, которое повторяет суть темы.
Синквейн Совесть Совесть Вечная, мудрая Вечная, мудрая Спрашивает, учит, мучит Спрашивает, учит, мучит Главный судья Главный судья Слушай её Слушай её