Требования к развивающей предметно - пространственной среде.
Развивающая предметно - пространственная среда должна обеспечивать : возможность общения ; совместную деятельность детей и взрослых ; двигательную активность детей ; Возможность для уединения.
Развивающая предметно - пространственная среда должна обеспечивать : - реализацию образовательных программ ; - учет национально - культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность ; учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно - пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной ; трансформируемой ; полифункциональной ; Вариативной ; доступной ; безопасной.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря ( в здании и на участке ) должны обеспечивать : - игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами ( в том числе с песком и водой ); - двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях ; - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением ; - возможность самовыражения детей. Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно - пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает : - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; - наличие в группе полифункциональных ( не обладающих жестко закрепленным способом употребления ) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности ( в том числе в качестве предметов - заместителей в детской игре ).
Вариативность среды предполагает : - наличие в группе различных пространств ( для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей ; - периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает : - доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность ; - свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности ; - исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно - пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования