ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ Нусхаева Л.А., учитель начальных классов МОУ «СОШ 41» Нусхаева Л.А., учитель начальных классов МОУ «СОШ 41»
ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТ ( лат. projectus – брошенный вперёд) имеет несколько близких по смыслу значений. Разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, Разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства. устройства. Предварительный текст какого-нибудь документа. Предварительный текст какого-нибудь документа. Замысел, план. Замысел, план. Толковый словарь Ожегова ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – работа, систематическое применение своих сил в какой-нибудь области. Толковый словарь Ушакова ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1. Занятие, труд. 2.Работа каких-нибудь органов, а также сил 2.Работа каких-нибудь органов, а также сил природы. природы. Толковый словарь Ожегова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Главным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте дея- тельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. тельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. «ЧЕЛОВЕК РОЖДЁН ДЛЯ МЫСЛИ И ДЕЙСТВИЯ», - говорили древние мудрецы. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.
ОСНОВОПОЛОЖНИКИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ являются американский философ и педагог ДЖОН ДЬЮИ и его ученик УИЛЬЯМ ХЕРД КИЛПАТРИК. Взамен школьной системы, основанной на приобретении и ус- воении знаний, умений и навыков, Дьюи предположил, обучение «путём делания», при котором ученики извлекали знания из собственного опыта по решению той или иной проблемы. Учите- ля из лекторов должны превратиться в консультантов и сотруд- ников.
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОЧЕНЬ АКТУАЛЬНА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ, ТАК КАК ЦЕЛЬ – ВОСПИТАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНОЙ ЛИЧНОСТИ. ОЧЕНЬ АКТУАЛЬНА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ, ТАК КАК ЦЕЛЬ – ВОСПИТАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНОЙ ЛИЧНОСТИ.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ особенно способствует развитию коммуникативной компетент- особенно способствует развитию коммуникативной компетент- ности у младших школьников: дети учатся общаться друг с дру- гом, взаимодействовать в группах, уважать мнение других и дока- зывать свою точку зрения. ности у младших школьников: дети учатся общаться друг с дру- гом, взаимодействовать в группах, уважать мнение других и дока- зывать свою точку зрения. Кроме этого формируются организационные умения – учатся распределять обязанности в зависимости от способностей и интересов; оценочные – учат оценивать результат своей деятельности и деятельности других; Кроме этого формируются организационные умения – учатся распределять обязанности в зависимости от способностей и интересов; оценочные – учат оценивать результат своей деятельности и деятельности других; презентационные – учат выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средст- ва наглядности.
ЛЮБОЙ ПРОЕКТ ИМЕЕТ ДВА АСПЕКТА: для ученика – это возможность творческой деятельности, направ- ленной на решение интересной для себя или группы ленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно предста- детей проблемы, результаты которой можно предста- вить в любой самостоятельно выбранной форме; вить в любой самостоятельно выбранной форме; для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребёнка в ходе познания. влиять на развитие ребёнка в ходе познания.
ОСНОВНЫМИ ЭТАПАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ: определение тематического поля и темы проекта, поиск и ана- определение тематического поля и темы проекта, поиск и ана- лиз проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта; лиз проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта; обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требования к продукту, составление плана работы, распределение обязан- ностей; обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требования к продукту, составление плана работы, распределение обязан- ностей; выполнение запланированных технологических операций, вне- сение необходимых изменений; выполнение запланированных технологических операций, вне- сение необходимых изменений; подготовка и защита презентации; подготовка и защита презентации; анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта. анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
СЛЕДУЕТ УЧЕСТЬ, что большинство детей ещё не имеют постоянных увлечений. что большинство детей ещё не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, при- ступать к её выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, при- ступать к её выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту. Учитывая их возрастные и психологические особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновремен- но несколько направлений деятельности. Учитывая их возрастные и психологические особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновремен- но несколько направлений деятельности.