1 Северин С.Н. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
МЕТОДОЛОГИЯ … Задает «рамку» мышления… Технология обоснования, аргументации Логика и алгоритмы научного поиска Методы и техники исследования Критерии качества процесса и результатов «Призма» для научной рефлексии
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АППАРАТА Проблема, актуальность, тема Объект и предмет исследования Цель задачи Цель (подход-концепция- гипотеза), задачи Задачи методы исследования Задачи (логика исследования), методы исследования
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ… «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено в науке?». «Белое пятно на карте науки»…
ПРИМЕР… Современный контекст: 1. интернационализация образования (формируется новая образовательная реальность); 2. интернационализация научных исследований в сфере образования; 3. создание наднациональных структур управления качеством научных исследований; 4. компетенция этих структур - обеспечение качества интернациональных научных исследований в сфере образования; Противоречие («рассогласование», «нестыковка»): Как управлять качеством (обеспечивать, измерять, оценивать) при отсутствии единого понимания «качества» и инвариантных стандартов и критериев качества??? Как осуществлять соруководство научными исследованиями при отсутствии единых критериев??? Противоречие между необходимостью обеспечения качества интернациональных научных исследований в сфере образования и отсутствием стандартов и инвариантных критериев качества. Противоречия и «нестыковки» в практике – еще не повод для научных исследований!!!
ВСЯКАЯ ЛИ ПРОБЛЕМА АКТУАЛЬНА? ТЕХНОЛОГИЯ ОБОСНОВАНИЯ АКТУАЛЬНОСТИ
ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМУЛИРОВКЕ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Конкретная формулировка темы; В теме должен рельефно проявляться новый ракурс исследования объекта или предмет исследования!!! Сравните: «Инвариантные критерии качества прикладных педагогических исследований» и «Инвариантные критерии качества прикладных педагогических исследований в контексте интернационализации образования и науки» «Методы формирование методологической культуры у аспирантов гуманитарных специальностей» и «Методы формирование методологической культуры у аспирантов гуманитарных специальностей: когнитивно-стилевой подход» Новизна потенциальных результатов, теоретическая и практическая ценность – атрибуты темы исследования!!!
Тема (заглавие) научного исследования существенно определяется его основным результатом! В своей монографии «Культура мышления: методологические проблемы научно-педагогической работы» профессор МГУ Ю.А. Петров отмечает: «Возникает вопрос: как выбрать заглавие научной работы, адекватно отражающее ее содержание, а в конечном итоге – ее основной результат? Для этого надо достаточно ясно представить себе, о чем существенном идет речь в содержании работы, чем является ее основной результат». Пример: тема исследования «Инвариантные критерии качества педагогических исследований в контексте интернационализации образования и науки»; основной результат – «Инвариантные критерии качества интернациональных научных исследований в сфере образования»
НЕКОРРЕКТНЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Тема как «ВСЕЛЕННАЯ». Пример: «Экологическое образование школьников» или «Методы обучения иностранным языкам» Формулировка темы с оттенком «процессуальности»: «Изучение процесса…», «Совершенствование…», «Исследование…», «Проблемы…» Отождествление темы с методом исследования… «Анализ…», «Моделирование процесса…»
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Объект исследованияПредмет исследования Что исследуется конкретно? В каком ракурсе исследуется объект? « Все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте, ракурсе рассмотрения… » Предмет есть «объект как…» Объект объективен Предмет субъективен. Предмет точно указывает на то, относительно чего исследователь обязуется получить новое научное знание Объект многогранен. Многомерная истина Предмет определяет вектор и границы научного поиска; избавляет от претензий «объять необъятное» и претензий оппонентов «А почему вы не исследовали то- то и то-то…». Потому что «то-то и то-то...» – это другой ракурс, другой предмет… и другая диссертация. Исследуя социально-гуманитарный объект в определенном ракурсе ( авторская концептуальная позиция ), мы получаем одномерную истину! 10 диссертаций – 1объект 10 диссертаций – 1 объект – 10 предметов – 10 концепций – 10 одномерных истин
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Объект исследованияПредмет исследования = «Объект как…» Гипотетический метод обучения математике школьников-подростков «Гипотетический метод обучения математике как …» «…дидактическое средство развития у школьников-подростков иррационального мышления» «…дидактическое средство развития критической рефлексии» «…дидактическое средство развития дивергентного и конвергентного мышления»
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКТНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ Методологические ошибки Примеры Предмет как часть («кусок») объекта Объект – «содержание обучения…»; предмет – «знаниевый» компонент содержания обучения…». Однако это два объекта: «большой» и «маленький»! В каком ракурсе исследуется «знаниевый» компонент содержания обучения? Где предмет исследования? Предмет как объект Предмет – « формирование у младших школьников представлений о Вселенной…». Это объект исследования (объективный процесс)! А где субъективная позиция исследователя, ракурс-подход к объекту исследования, предмет исследования??? Объект и предмет – компетенция «других» наук Магистерская диссертация по педагогике: объект – «социально-бытовая сказка…» (литературоведение); предмет – «развитие этических представлений…» (психология). Объект и предмет как цель или задача исследования Объект – «концепция формирования…». Предмет – «методика формирования…». Ведь «теории», «концепции», «методики» – это цель-результат исследования!
РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ… Научные знания факты тенденции концепциянормы факторы, условия критериипонятиемодель, системаклассификация закономерности
АПОГЕЙ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ … Цель: «Раскрытие широкого спектра вопросов…»
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКТНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ Методологические ошибки Примеры «Процессуальность», отождествление с эмпирическими методами « Изучение концепций…» « Анализ литературы по проблеме исследования…» А где результат??? Задачи «глобальнее» цели исследования Цель: «разработать методические приемы и конкретизировать формы…»; Задача: «разработать методическую систему…» Алогичность в системе задач Задача 1: «Разработать критерии и показатели сформированности рефлексивных умений…» Задача 2: «Выявить сущность рефлексивных умений …» (Не зная сущностных признаков, как разработать критерии?) В цели – про Фому, в задачах – про Ерему, хотя Фома и Ерема – родные братья Цель: «…разработать методику развития рефлексивных способностей…» Задача 3: «… разработать методы формирования рефлексивных умений…»
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ – ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ…. «Разработать концепцию…»; «Научно обосновать нормы…»; «Конкретизировать принципы…»; «Определить сущность понятия…»; «Дополнить систему…»; «Выявить закономерные связи…»; «Разработать критерии и показатели…»; «Определить системообразующий компонент в системе…»; «Определить факторы…»
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ… Цель исследованияЗадачи исследования Методы исследования Прогнозируемые результаты Научно обосновать с позиции междисциплинарного подхода и разработать методическую систему формирования у будущих педагогов-исследователей методологической рефлексии с учетом когнитивно-стилевой дифференциации целевой группы… 1. Определить сущность методологической рефлексии… Контент-анализ Системный междисциплинарный анализ Моделирование Понятие 2. Разработать критерии, показатели сформированности методологической рефлексии… Тестирование Экспертный метод Критерии, показатели, диагностическая шкала, факты- иллюстрации, факты- примеры 3. Разработать с позиции культурологического и когнитивно-стилевого подхода модель формирования методологической рефлексии… Системный анализ Прогнозирование Системное моделирование Модель, структура, методическая система, принципы, методы, формы… 4. Разработать и экспериментально апробировать методику … Педагогический эксперимент Факторный анализ Статистические критерии Факты-примеры, статистические закономерности, педагогические закономерности, методика
НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ-РЕЗУЛЬТАТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОБОСНОВАНЫ… Эмпирически (факты-примеры, факты-иллюстрации) Методологически (подходы, теории, концепции) Статистически (корреляционные связи)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД. «РАМКА» МЫШЛЕНИЯ… К 3 (F k 3 ) Системообразующий компонент К2(Fk2)К2(Fk2) К1(Fk1)К1(Fk1) Надсистема Связи: управленческие; генетические; иерархические; функциональные...
НАУЧНО ИССЛЕДОВАНИЕ КАК СИСТЕМА… ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Реализация цели и задач исследования (методы исследования) Оценка результатов. Рефлексия процедуры и результатов (методологические нормы) Проектирование исследования (методологический аппарат) Проблема, актуальность, тема, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи… Понятие Концепция Система Принцип Методика Критерии Технология Новизна результатов Значение для науки Значение для практики
ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ Результаты Новизна Практическая значимость Теоретическая значимость
АПОГЕЙ НОВИЗНЫ РЕЗУЛЬТАТОВ… «Впервые поднимается вопрос…» «Впервые предпринята попытка…»
Ракитов А.И. даёт следующее определение новизны результатов исследования: «Та или иная единица научного знания считается новой, если она отвечает требованиям научности и к моменту её создания отсутствует в списке ранее установленных научных знаний»
УРОВНИ НОВИЗНЫ РЕЗУЛЬТАТОВ Отсутствие новизны («велосипед»); Конкретизация («Конкретизированы показатели развития…, в частности…»); Дополнение («В систему… структурирован новый компонент…, в частности…»; «Дополнено содержание понятия…, в частности…»); Абсолютная новизна («Разработана новая концепция… в контексте подхода…, суть которой в следующем…»)
НОВИЗНА РЕЗУЛЬТАТОВ Декларирование новизны. Задачи: «Разработать авторский подход…», «Разработать критерии…». Новизна результатов: «Разработаны критерии…», «Разработан авторский подход к….». Какие конкретно критерии разработаны и чем конкретно новизна авторского подхода в сравнении с существующими в науке??? Содержательность и конкретность новизны!!!
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ…. «Каково значение полученных результатов для науки в целом, для решения какой проблематики могут быть использованы полученные новые знания?» (В.В. Краевский)
Наука??? Научное знание
НОВИЗНА = ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ Зачастую исследователи отождествляют новизну и теоретическую значимость результатов исследования. Например, раскрывая теоретическую значимость результатов, констатируют: «создана концепция…», «разработана нормативная модель…», «разработана методика…», «дополнен и систематизирован методический инструментарий…» В чем ценность результатов для науки???
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ Для решения каких конкретно практических задач значимы результаты исследования??? «Разработанная методика позволит объективно оценить экономическую эффективность предприятия, в частности, в аспекте энергоэффективности…»; «Разработанный программный продукт значительно оптимизирует процесс управления в системе «факультет», в частности, процедуру назначения стипендий…»
КОНСТРУИРОВАНИЕ КОРРЕЛЯЦИОННЫХ МАТРИЦ
СПАСИБО!!!