Джузеппе Арчимбольдо
Посмотрите на эту картину. Как вы думаете – когда она была написана? Признаюсь, я, впервые увидев ее на рекламном плакате каких-то витаминов, сначала подумала: вот ведь постарались создатели рекламы. Потом, приглядевшись, поняла, что уж больно тонкая работа для плаката какого-то там медикамента, и решила, что наверняка иллюстрацию подобрали из работ каких- нибудь относительно недавних мастеров: смутила меня глянцевитость письма и сама затейливость замысла. Позже выяснилось, что на картине изображен Вертумн, древнеримский бог всяческих перемен, будь то созревание плодов, течение рек, перемены во внешности или в характере. Вернее, не сам бог, а император Рудольф II в этом образе. Тогда-то и выяснилось, что с датировкой я ошиблась где-то лет на четыреста. Арчимбольдо. Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна. Ок г.
Автора картины звали Джузеппе Арчимбольдо (вариант - Арчимбольди), родился он в Милане в 1527 году. Живописи, вероятно, начинал учиться у отца, который сам был художником. Этот ранний период его творчества ничем особенным не примечателен: он делал эскизы для шпалер и витражей, писал фрески в соборах, но ничего исключительного и необычного в его творчестве того времени не заметно – точно так же начинали многие другие художники. Расцвет творческой деятельности Арчимбольдо начался с поступление на службу к Габсбургам. Он, подобно классику, застал трех императоров: Фердинанда I, Максимилиана II и Рудольфа II. Круг его обязанностей был очень широк: он устраивал разнообразные торжества (от театрализованных представлений до дворцовых празднеств), занимался инженерными разработками, изобретал различные механизмы. При дворе Рудольфа II, который особенно любил его живописные работы, Арчимбольдо также занимался закупкой произведений искусства (так в Прагу попали произведения Дюрера и Брейгеля) и разнообразных редкостей и диковинок для императорской кунсткамеры.
Именно служба при дворе Рудольфа II (с 1570, когда Арчимбольдо был отправлен к пражскому двору для постановки сложного театрального представления, до 1587 года, когда он вернулся обратно в родной Милан) стала наиболее ярким периодом в творчестве художника. Император был большим поклонником искусства и вообще всего интересного, необычного, поражающего воображение, поэтому Арчимбольдо очень органично вписался в круг, где уже находились астрономы Тихо Браге и Иоганн Кеплер, художники Бартоломеус Спрангер, Адриан Де Ври и много других не самых ординарных личностей. Арчимбольдо. Овощи в чашке, или Садовник
Большинство полотен Арчимбольдо – воплощение игры ума, как раз в духе маньеризма, когда форма иногда выглядит затейливей содержания и одна из главных задач – поражать воображение. Изобретательностью сочетаний предметов Арчимбольдо напоминает Иеронима Босха, но если у Босха каждая деталь – символ и для точного «прочтения» его картин нужно хорошо владеть средневековой эмблематикой, то у Арчимбольдо картина – это один большой прием виртуозного владения искусством коллажа. Лица, составленные из самых разных предметов – плодов, цветов, овощей, дичи, воплощают собой разнообразные стихии, времена года, представляют собой своего рода пособие по раскладыванию целого на части и наоборот – собиранием целого из отдельных деталей. Человек сливается с природой, перетекает в нее, распадается на части – и, наоборот, из разрозненных предметов составляется портрет человека, со вполне определенной внешностью и даже уловимым характером. Этот своеобразный калейдоскоп увлекателен и в то же время немного пугает. Почему? Может, потому, что лица эти часто гротескны, может, потому, что, по словам Ж. Ф. Гийу, возникает ощущение «словно при виде пожираемой червями падали: роение, кишение жизни, питающейся распадом другой жизни».
Арчимбольдо. Лето. Из серии "Времена года". 1573
Есть разные гипотезы насчет того, были ли эти фантастические портреты иллюстрацией идей натурфилософии, имевших популярность в то время при дворе, или же они всего лишь плод нездорового воображения художника. Как бы то ни было, прием, изобретенный Арчимбольдо, пользовался большой популярностью, у него было множество подражателей, также составлявших их разнообразных предметов портреты и пейзажи. Затем следовал долгий период забвения, закончившийся в начале двадцатого века с появлением сюрреализма. Сальвадор Дали и другие художники этого направления считали Босха и Арчимбольдо своими предшественниками, и это вновь возродило интерес к искусству маньеризма
Лучше смотреть в перевернутом виде