Формирование регулятивных умений в процессе освоения учебной темы Коднева Галина Ивановна, учитель начальных классов МОУ СОШ 6 имени Крылова И.В.
Личностный блок Личностный блокЛичностный блокЛичностный блок Регулятивный блок Регулятивный блокРегулятивный блокРегулятивный блок Познавательный блок Познавательный блокПознавательный блокПознавательный блок Коммуникативный блок Коммуникативный блокКоммуникативный блокКоммуникативный блок Виды универсальных учебных действий (УУД) действий (УУД)
Регулятивные действия Целеполагание Планирование Оценка Коррекция Прогнозирование Контроль Волевая саморегуляция
Регулятивные умения: ставить цель; планировать действие; прогнозировать его результат; контролировать выполнение; вносить исправления; оценивать, проявляя волевую саморегуляцию о обеспечивать управление познавательной и учебной деятельностью.
Тематический план формирования РУУД Ступени обучения, классы Определять и формулировать цель деятельности Составлять план действий по решению проблемы (задачи) Осуществлять действия по реализации плана Результат своей деятельности соотносить с целью и оценивать его 1 класс Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному плану. Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. 2 класс Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Учиться определять успешность своего задания в диалоге с учителем. 3 класс Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки. Работая по плану, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учащихся. 4 классУчиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Составлять план решения проблемы совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, самостоятельно исправлять ошибки. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
ДатаРегулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД Чтение. Работа с текстом ИКТ-компетентность Сентябрь 1-я нед Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. Различать хорошие и плохие поступки с позиции нравственных ценностей. 2-я нед Уметь отличать новое знание от уже известного. Уметь определять тему текста. 3-я нед Вводный контроль уровня развития УУД: комплексная работа. 4-я нед Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь определять главную мысль текста. Октябрь 1-я нед Ориентироваться в учебнике. Уметь оформлять свою мысль в устной и письменной речи. 2-я нед Уметь находить в тексте конкретные сведения и факты. Уметь вводить информацию в компьютер. 3-я нед Определять цель деятельности на уроке самостоятельно. Находить ответы на вопросы, используя учебник. 4-я нед Уметь формулировать вывод, основываясь на тексте. Уметь сохранять информацию в компьютере.
Ноябрь 3-я неделя Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Объяснять, почему поступки можно оценить как хорошие или плохие. 4-я неделя Понимать, что нужна доп. информация для решения задачи в 1 шаг. Уметь находить в тексте аргументы, подтв. вывод. Декабрь 1-я неделя Уметь работать по предложенному плану. Набирать текст на русском языке. 2-я неделя Понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию. Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент. 3-я неделя Промежуточный контроль уровня развития УУД: тестирование. 4-я неделя Уметь слушать и понимать речь других. Участвовать в учебном диалоге при обсуждении текста. Январь 3-я неделя Уметь работать по предложенному плану. Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения. 4-я неделя Находить необходимую информацию в учебнике. Вычленять в тексте события и устанавливать их последовательность.
Февраль 1-я неделя Использовать в работе по плану необходимые средства. Набирать компьютерный текст на русском языке. 2-я неделя Находить необходимую информацию в словарях. Делить текст на смысловые части, составлять план. 3-я неделя Выразительно читать и пересказывать текст. Пользоваться текстовым редактором. 4-я неделя Использовать в работе по плану необходимые средства. Соотносить факты с общей идеей текста. Март 1-я неделя Находить необходимую информацию в энциклопедиях. Устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую. 2-я неделя Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Создавать текстовые сообщения с использованием ИКТ. 3-я неделя Уметь давать эмоц. оценку деятельности класса на уроке. Высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте.
Апрель 1-я неделя В предложенных ситуациях делать выбор, какой поступок совершить. Следовать основным правилам оформления текста. 2-я неделя Наблюдать и делать самостоятельные выводы. 3-я неделя Учиться выполнять различные роли в группе. Высказывать свою точку зрения о прочитанном тексте. 4-я неделя Учиться определять успешность своего задания в диалоге с учителем. Создавать текстовые сообщения. Май 1-я неделя Составлять план текста- повествования. Редактировать текстовые сообщения. 2-я неделя Вступать в беседу на уроке и в жизни. Учиться определять роль иллюстративного ряда в тексте. 3-я неделя Учиться определять успешность своего задания в диалоге с учителем. Оформлять и сохранять текстовые сообщения. 4-я неделя Итоговый контроль уровня развития УУД: комплексная работа.
Инсерт Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки: «V»«+»« – »«?»
Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет» Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос.
«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума») ВоспроизведениеПростыеКто? Когда? Где? Как? ПониманиеУточняющиеПравильно ли я понял..? ПрименениеПрактическиеКак можно применить..? АнализИнтерпретационныеПочему? СинтезТворческие вопросыЧто будет, если..? ОценкаОценочныеКак вы относитесь ?
Бортовые журналы Что мне известно по данной теме?Что нового я узнал из текста?
Приём кластер («гроздь») Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре это наша тема, вокруг нее планеты крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты спутники, у последних свои спутники и т.д.
Критерии оценки достижений в области регулятивных УУД 1 класс2 класс3 класс4 класс Регулятивные УУДУровни сфомированности Целеполагание Принятие практической задачи Переопределение познавательной задачи в практическую Принятие познавательной цели Самостоятельная постановка учебных целей 2.Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий 3.Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик Фамилия, имя учащегося_______________________________.
4.Контроль Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их; исправляет и объясняет ошибки При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает это и пытается внести коррективы Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы 5.Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта
6.Оценка Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности оценивать свои действия ни самостоятельно, ни по просьбе учителя Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности, однако при этом учитывает лишь факт знает он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для ее решения, учитывая изменения известных ему способов действий Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных способов действия
ЭМУ-Эрудит 2012 Анализ классов по аспектам ключевых компетентностей Компетентность: Регулятивные УУД Аспект компетентностиВерных ответовПроцент Определение проблемы7 из 1258% Целеполагание и планирование деятельности6 из 1250% Применение технологий 6 из 1250% Планирование ресурсов11 из 1291% Оценка результата или продукта деятельности 6 из 1250%
Главный результат Повысилась мотивация к учебной деятельности. Возросла активность. Формулируют высказывания, используя термины. Выполняют учебные действия в соответствии с планом. С большим вниманием выполняют само- и взаимопроверку.
Спасибо за внимание!