© А.С. Прутченков, Т.Г. Новикова, 2010. Чаще вспоминайте рекомендацию Дж. Берга: "Отдаваясь кипучей деятельности по поискам очередного социального партнера,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Чаще вспоминайте рекомендацию Дж. Берга: "Отдаваясь кипучей деятельности по поискам очередного социального партнера, не забывайте о повседневных школьных.
Advertisements

© А.С. Прутченков, Т.Г. Новикова, Чаще вспоминайте рекомендацию Дж. Берга: "Отдаваясь кипучей деятельности по поискам очередного социального партнера,
© А.С. Прутченков, Т.Г. Новикова, Эпиграф: "Кто постоянно говорит о своих достоинствах, тот смешон, но кто не осознает и не использует их – просто.
"Кто постоянно говорит о своих достоинствах, тот смешон, но кто не осознает и не использует их – просто глуп". Ф. Честерфилд.
Эпиграф: "Кто постоянно говорит о своих достоинствах, тот смешон, но кто не осознает и не использует их – просто глуп". Ф. Честерфилд.
От авторитарной государственной школы к открытой школе гражданского общества. © Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков, 2010 Простановка проблемы …
Детские (молодежные) общественные организации как партнеры Совета обучающихся © А.С. Прутченков.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
« Социальное партнерство школьного Совета, как фактор опережающего развития системы образования». Семинар-практикум в рамках «Муниципальной сетевой программы.
Самоуправление: основные понятия © Прутченков А.С.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (проект) Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество» |
ЗА МОЛОДЁЖЬЮ ТЕРРИТОРИИ. Почему мы выбираем Ульяновск? В Ульяновской области реализуется ряд инновационных целевых проектов: В Ульяновской области реализуется.
Самоуправление: понятие и основы © А.С. Прутченков, 2010.
З АМ. ДИРЕКТОРА ПО УВР Т ЮРНИНА Н.Р. МОБУ «А ГАЛАТОВСКАЯ СОШ» Г Система социального партнерства в условиях общественно-активной школы.
С ОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА К ОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ Автор: Наумова И.В.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЖУЛАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА КОЧКОВСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Социальное партнерство как фактор развития МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад 194»
Сетевое взаимодействие и социальное партнерство в муниципальном образовательном пространстве.
Экономические и нормативные перспективы развития социального партнерства на примере электроэнергетики Куликов Олег Васильевич Генеральный директор Общероссийского.
Транксрипт:

© А.С. Прутченков, Т.Г. Новикова, 2010

Чаще вспоминайте рекомендацию Дж. Берга: "Отдаваясь кипучей деятельности по поискам очередного социального партнера, не забывайте о повседневных школьных делах и детях!" Из новых Законов Мерфи, адаптированных к сфере образования

Термин "социальное партнерство" - новый для сегодняшней России. Его смысл - налаживание конструктивного взаимодействия между тремя силами, действующими на общественной арене страны: государственными структурами, коммерческими предприятиями, некоммерческими организациями. Эти силы условно называют первым, вторым и третьим секторами экономики. Взаимодействие между ними необходимо для того, чтобы совместными усилиями решать социально значимые проблемы, такие, например, как бедность, проблемы занятости, бездомность и т.д. Социальное партнерство

Некоммерческий сектор (детские и молодежные общественные организации) Бизнес Государство (муниципальное самоуправление) Основные ожидаемые результаты взаимодействия и усилий всех трех секторов: благосостояние, безопасность и стабильность в обществе Сфера партнерства

Некоммерческий сектор Бизнес Государство Роль каждого сектора Государство = управленческие механизмы + бюджетные средства + природные ресурсы Цель государства – создание и поддержание порядка в обществе Бизнес = финансы + средства производства + искусство и стремление получать прибыль Цель бизнеса – обеспечение экономической эффективности Некоммерческий сектор = человеческий ресурс общества + творческая энергия. Цель НКО – воспроизводство и развитие человеческого ресурса

Ответственность за благосостояние, безопасность, стабильность в обществе Коллективная ответственность всех трех секторов по обеспечению благосостояния, безопасности, стабильности в обществе (стране, городе, дворе, подъезде) поддерживает гражданское общество. Обеспечение благосостояния, безопасности, стабильности в обществе Сила и власть государства Ресурсы и инициатива бизнеса Энергия некоммерческого сектора

Статья 1. Основные понятия - социальное партнерство - основа взаимоотношений между работниками (профсоюзами, их объединениями, ассоциациями), работодателями (их объединениями, ассоциациями), органами власти, органами местного самоуправления с целью обсуждения, выработки и принятия решений по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, обеспечения социального мира, общественного развития, опирающаяся на международные нормы, законы Российской Федерации и Москвы и выражающаяся во взаимных консультациях, переговорах, в достижении и заключении сторонами соглашений, коллективных договоров и в принятии совместных решений. Закон Москвы " О социальном партнерстве" 44 от 22 октября 1997 года

Термин "партнерство" следует понимать более широко. Наиболее распространенным является понимание партнерства как объединение усилий лиц или организаций для решения общих проблем и/или достижения значимой для всех цели. Социальное партнерство

– это способ решения социальной проблемы, который: предусматривает взаимодействие представителей всех 3-х секторов, действующих совместно; подразумевает понимание совместной выгоды каждой из сторон (и для социума в целом); строится на правилах, выработанных и принятых самими участниками; базируется на чувстве солидарности и ответственности каждого участника. Социальное партнерство (более широкий взгляд)

реальное взаимодействие двух или более равных сторон (лиц и/или организаций) на основе подписанного на определенное время соглашения в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который в чем-либо не удовлетворяет одну или несколько сторон и который эффективнее решать путем объединения ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и т.д.) и организационных усилий до достижения намеченного (желаемого) результата, который приемлем для всех участников соглашения. Социальное партнерство – это (более развернутое определение)

уважение и учет интересов участников переговоров; заинтересованность договаривающихся сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства укреплению и развитию социального партнерства на демократической основе; соблюдение социальными партнерами международных норм, законодательства РФ; полномочность социальных партнеров и их представителей; полнота представительства сторон; равноправие и доверие сторон; невмешательство в дела друг друга; Принципы социального партнерства:

свобода выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу социального партнерства; добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования; регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства; реальность обеспечения принятых партнерами обязательств; Принципы социального партнерства:

обязательность исполнения достигнутых договоренностей; систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений; ответственность сторон за невыполнение по их вине принятых обязательств, соглашений, договоров, решений; соблюдение предусмотренных действующим законодательством примирительных процедур при разрешении споров. Принципы социального партнерства:

Термин "социальное партнерство в образовании" - как и сама деятельность, получили полноправное признание в современной России несколько лет назад. Справка. Опыт партнерства России ведет отсчет с 1861 года, когда впервые после отмены крепостного права появилась необходимость в создании институтов самоорганизации местной жизни, местного самоуправления. Одной из самых приоритетных задач, которые решали с самого начала местные земства, было народное образование. Социальное партнерство в образовании

привлекает ресурсы общества для развития образовательной сферы; помогает направлять ресурсы образования на развитие совместной деятельности любого образовательного учреждения, его общественной самоорганизации и самоуправления независимо от его типа и вида; помогает накапливать и передавать жизненный опыт как образовательного сообщества, так и его партнеров для формирования у членов сообщества способности выживания на рынке образовательных услуг; Социальное партнерство в образовании:

позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех социальных партнеров; способно эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием степени ответственности каждого партнера; позволяет оказывать помощь нуждающимся членам сообщества; добиваться того, чтобы партнеры, оставаясь непохожими на других, признавали различия отдельных людей и организаций. Социальное партнерство в образовании:

развитие организационной культуры партнеров и культуры партнерских отношений; сформированная стратегия организаций (учреждений), предполагающая именно партнерские взаимоотношения; профессионализм в оказываемых социальных услугах; гуманитарная составляющая содержания партнерства; эффективная система контроля, в том числе, в области финансирования; широкое информационное обеспечение деятельности; функционирование механизма саморазвития партнерских организаций. Условия успешного социального партнерства:

В условиях сегодняшней ситуации взаимного недоверия эффективное взаимодействие общественных организаций, бизнеса, местного самоуправления и государственных структур является первым необходимым шагом на пути кооперации всех возможных субъектов развития территории, формирования местного сообщества и становления системы местного самоуправления в России. Совместная выгода или интересы

Обращение к новым ресурсам может изменить существующий сегодня стереотип, рассматривающий экономику как пополняющую, доходную часть бюджета, а социальную сферу - как расходную его составляющую. При этом возникает новое видение территории и региона как сферы не только "реальной" или "социально-ориентированной" экономики, но и целостной – "социальной экономики", что, в свою очередь, может устранить снисходительно-патронирующее отношение местной власти к населению и общественности, мобилизовать активность жителей на развитие города, района, территории; а также раскрыть возможности человеческого потенциала, прежде всего за счет развития образования и здравоохранения, для решения общих насущных проблем. Совместная выгода или интересы

Составляющие стратегии социального партнерства: партнерское мышление; взаимное дополнение; долевое участие; разнообразие форм объединения субъектов развития; поэтапное использование технологий партнерства. Основные составлющие стратегии

Партнерское мышление - это привычка видеть лучшее в человеке, уважительное отношение к чужому мнению, стремление понять другого, желание и умение выстраивать социальные отношения. Главное в партнерстве не получать, а планировать то, что ты способен отдать. Быть партнером означает: разделять идеи, принимать участие в совместной деятельности, самостоятельно выбирая тип этой деятельности. Быть партнером значит иметь обязательства и осуществлять коммуникацию. Примечание. Российский народ прожил в авторитарном государстве несколько столетий, унаследовав авторитарное мышление. И это относится не только к тем, кто управляет, но в равной степени и к тем, кто привык исполнять команды. У большинства россиян на подкорковом уровне живет готовность смотреть "наверх" и гораздо менее развита привычка что-то сделать по своей инициативе, хотя бы в очень не больших масштабах. Отказ от авторитарного мышления основа стратегии социального партнерства. 1. Партнерское мышление

Важная черта партнерского мышления учёт гендерных особенностей. В нашей стране это особенно важно, поскольку в России понимание того, что мужчины и женщины иначе смотрят на одни и те же вещи, по разному принимают управленческие решения, приживается с большим трудом. Развитие партнерского мышления ведет к укреплению гражданского самосознания и изменения поведения людей в сторону большей ответственности за происходящее. 1. Партнерское мышление

Взаимное дополнение, или "принцип взаимной дополнительности" в партнерских отношениях означает, что в рамках совместной деятельности для достижения наилучшего результата каждый должен делать то, что он делает лучше других. Следуя этому принципу, необходимо выстраивать отношения типа: НПО – бизнес, НПО государственное учреждение, НПО местное самоуправление власть, НПО - НПО. Примечание. Не смотря на кажущуюся очевидность, внедрение такого подхода на практике требует значительных усилий. И, как правило, связано с необходимостью отказа от привычных схем работы, сложившихся стереотипов, сопряжено с преодолением, а точнее "согласованием" личных амбиций лидеров. Взяв на вооружение этот принцип, многие партнеры из органов управления могут во взаимодействии с общественными организациями открыть их новые возможности. Эта модель позволяет многим организациям правильно сориентироваться в своей деятельности. 2. Взаимное дополнение

Долевое участие в обеспечении совместной партнерской деятельности предполагает объединение ресурсов с целью получения синергетического эффекта результата, который невозможно получить вне партнерства. Каждый вносит то, что у него есть. И, прежде всего, это человеческие ресурсы, затем финансы, материальные средства, информация и т.д. 3. Долевое участие

В социальном партнерстве участвуют или могут участвовать несколько типов субъектов развития: органы государственного и муниципального управления, негосударственные некоммерческие организации, коммерческие предприятия, бюджетные организации, наконец, просто граждане. Степень их взаимодействия может быть различна, начиная от обмена информацией и заканчивая формированием совместных партнерств юридических лиц, чья специально организованная деятельность имеет своей целью социально-экономическое развитие района. Примечание. Формы объединения усилий субъектов развития могут быть самыми разнообразными и существенно зависят от конкретных условий и местных инициатив. Стратегически важно принимать это разнообразие и отказаться от попыток использования единых схем и "проверенных" решений. При этом важно понимать, что основа развития люди, их участие в решении социальных проблем, а цель развития повышение качества их жизни. 4. Разнообразие форм объединения субъектов развития

Разнообразие возможных форм объединения усилий субъектов развития территории не означает, однако, того, что в любом случае следует удовлетвориться той степенью взаимодействия, которая сложилась естественным образом. Напротив, стратегия социального партнерства предполагает внедрение в практику специальных технологий, повышающих уровень взаимодействия, в первую очередь, власти и общественности, способствующих формированию партнерского мышления и становлению местных сообществ. 5. Поэтапное использование технологий партнерства

В практике работы Московского центра "Социальное партнерство" сложились такие формы работы: совместное обучение государственных служащих и лидеров НПО; целевые стажировки по проблеме эффективного взаимодействия власти и общественности; систематическое консультирование НПО по различным аспектам взаимодействия с властью; клуб делового общения; профильные объединения общественных и некоммерческих организаций; презентации НКО и "встречи для вас" (клуб неформального общения); вечера "Спасибо Вам!" и др.

Итак, социальное партнерство – это не простое сотрудничество, где главный подход – выгода партнеров ("Ты мне, я тебе", особенно это касается бизнеса), в нем всегда есть третья составляющая – социальная проблема, на решение которой и нацелено социальное партнерство !!! Социальное партнерство – это не благотворительность и не меценатство, то есть проявление милости, покровительство, попечительство, шефство, заступничество, опека – это личная активная деятельность по решению социальных проблем!!! Социальное партнерство – это особый вид социальной практики, основная цель которой развитие местного сообщества через решение конкретных социальных проблем реальных людей и их сообществ своими силами по своей инициативе.

Прутченков А.С., доктор педагогических наук, профессор, кафедра развития образования АПК и ППРО; главный научный сотрудник Института семьи и воспитания РАО, Новикова Т.Г., доктор педагогических наук, зав.кафедрой развития образования АПК и ППРО (495) (доб. 2132)