Стратегическое взаимодействие фирм, действующих по Курно, и ценополучателей Филатов А.Ю. Иркутский государственный университет, Институт систем энергетики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Васильев М.Ю., Филатов А.Ю. Институт систем энергетики им. Л.А.Мелентьева, Иркутский государственный университет Потенциальная конкуренция сетевых и генерирующих.
Advertisements

Модели олигополии: обзор. Часть 1. Олигополия без сговора Филатов А.Ю. Институт систем энергетики им.Л.А.Мелентьева, Иркутский государственный университет.
Спрос на рынке зависит от «нижней» цены: причины и последствия Филатов А.Ю. Институт систем энергетики им.Л.А.Мелентьева, Иркутский государственный университет.
Модель ценовой олигополии с дифференцированным продуктом Филатов А.Ю. к.ф.-м.н., с.н.с. ИСЭМ СО РАН, доцент ИГУ, каф. математической экономики Работа выполнена.
Модели олигополии. ОЛИГОПОЛИЯ без сговора со сговором ценовая количественная Модель Курно Модель Штакельберга Борьба за лидерство Модель Бертрана Модель.
«М ОДЕЛЬ Б ЕРТРАНА » Выполнила Редок Полина, студентка 1 курса экономического факультета, группы э 122 б.
Ограничение конкуренции на отраслевых рынках: равновесное и общественно эффективное число фирм Макольская Я.С., Филатов А.Ю. Иркутский государственный.
1 Тема 3. Вопрос 5. Ценовая конкуренция на олигополистических рынках.
Васильев М.Ю., Филатов А.Ю. Институт систем энергетики им. Л.А.Мелентьева, Иркутский государственный университет
Олигополия - 1 Модель Курно: классическая формулировка: сравнение с монополизированной и конкурентной отраслью модель Курно с большим числом фирм Модель.
1 Тема 3. Олигополистические рынки: характеристика, виды, равновесие и стратегии конкуренции.
Поведение фирмы- ценополучателя Решения задачи максимизации прибыли фирмы ценополучателя: кривая предложения, точка закрытия «Излишек производителя» и.
Олигополия - 2 Модель ценового лидерства: Предпосылки, идея и графическая иллюстрация равновесия Аналитический пример Модель Штакельберга: Предпосылки,
Теория поведения производителя: кривые издержек и поведение фирмы-ценополучателя Кривые издержек в краткосрочном периоде: поведение и взаимосвязи Издержки.
Конкуренция и монополия. Типы товаров на рынке R=P·Q однородные стандартизированные базовые дифференцированные уникальные.
Модель Курно
Тема 3. Стратегическое взаимодействие на рынке олигополии: объяснение прибыли продавцов 1. Парадокс Бертрана 2. Разрешение парадокса Бертрана: повторяющиеся.
Модель рынка совершенной конкуренции. В экономической теории принято выделять четыре базовых модели следующих критериев: Количество и размеры фирм в отрасли;
Рынки с интенсивной конкуренцией Совершенная конкуренция.
ТЕМА 3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА РЫНКЕ ОЛИГОПОЛИИ: ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИБЫЛИ ПРОДАВЦОВ 1.Парадокс Бертрана 2.Разрешение парадокса Бертрана: повторяющиеся.
Транксрипт:

Стратегическое взаимодействие фирм, действующих по Курно, и ценополучателей Филатов А.Ю. Иркутский государственный университет, Институт систем энергетики им.Л.А.Мелентьева

Олигополия Стратегии поведения: 1.«Курно» – оптимальный объем в зависимости от поставок конкурентов. 2.«Ценополучатель» – оптимальный объем в зависимости от сложившейся на рынке цены, из условия p = MC. Олигополия: 1.Небольшое количество фирм (максимальное число которых зависит от информационной открытости рынка). 2.Однородный либо дифференцированный продукт. 3.Наличие барьеров входа. 4.Стратегическое взаимодействие между производителями. «Недальновидное» поведение «ценополучателей» заведомо приводит к сокращению прибылей, если происходит в одностороннем порядке. Однако стратегические конкуренты подстраиваются… Причины использования стратегии «ценополучатель»: 1)Фирме неизвестны отраслевой спрос и функции издержек конкурентов; 2)Фирма не задумывается о своем влиянии на параметры равновесия.

Формализация модели Ценополучатели: 1.Линейный спрос 2. n одинаковых фирм с издержками 3. k стратегических фирм, действующих по Курно и m ценополучателей. Стратегические фирмы:

Равновесие и его свойства: При фиксированном числе фирм n = m + k Свойство 1. Оптимальные объемы поставок ценополучателей превышают объемы поставок фирм, действующих по Курно в фиксированное число раз, не зависящее от чис- ла тех и других фирм, и определяющееся только параметрами функций спроса и издержек, а именно, соотношением коэффициентов b и d. Свойство 2. При фиксированном количестве фирм на рынке переход части из них в ценопо- лучатели сокращает поставки каждой из них, увеличивает суммарные поставки продукции и роняет цены.

Сравнение ценополучателя и лидера по Штакельбергу Последователи: Единственный лидер: Ценополучатель: Свойство 3. При наличии на рынке единственного ценополучателя его объем поставок всег- да превышает оптимальный для лидера по Штакельбергу. В то же время прибы- ли могут как превышать исходные прибыли Курно-конкурентов, так и быть ме- ньше их (в последнем случае становиться ценополучателем невыгодно).

Выгодно ли быть ценополучателем? Прибыли стратегических фирм и ценополучателей: Базовый вариант: Разность прибылей: Свойство 4. На выгодность или невыгодность перехода фирм в число ценополучателей не влияют коэффициенты a, c, f, однако влияет соотношение коэффициентов b и d, число фирм на рынке n и число ценополучателей m.

Выгодно ли быть ценополучателем? Предположение b = 2αd:

Исследование функции f (α) Вершина параболы: Типичный вид f (α) и f (α) ценополучателем становиться невыгодно ни при каком соотношении параметров! При слабо положительных значениях функция f ( ) убывает, достигая локаль- ного минимума, а затем начинает возрас- тать. При достаточно больших значениях n она выходит в положительную область.

Свойство 5. При любом фиксированном числе ценополучателей m есть такое суммарное количество фирм n 0, что при существует диапазон, в ко- тором при b = 2αd ценополучателем становиться выгоднее, чем быть страте- гической фирмой. Диапазон асимметрично (сильнее вправо) расширяется при росте n. Вероятность того, что ценополучателем становиться выгодно, невелика, но, как правило, увеличивается при росте параметров n и b, а также уменьшении параметров m и d. То есть ценополучателем выгодно быть на большом рынке с неэластичным спросом и большим числом фирм, издержки которых растут медленно. Ценополучателей при этом должно быть мало, в идеале – единст- венный. Выгодно ли быть ценополучателем? Единственный ценополучатель: n 0 =5. Два ценополучателя: n 0 =11.

f (α) для случая единственного ценополучателя

f (α) для случая двух ценополучателей

Спасибо за внимание!