Стратегическое взаимодействие фирм, действующих по Курно, и ценополучателей Филатов А.Ю. Иркутский государственный университет, Институт систем энергетики им.Л.А.Мелентьева
Олигополия Стратегии поведения: 1.«Курно» – оптимальный объем в зависимости от поставок конкурентов. 2.«Ценополучатель» – оптимальный объем в зависимости от сложившейся на рынке цены, из условия p = MC. Олигополия: 1.Небольшое количество фирм (максимальное число которых зависит от информационной открытости рынка). 2.Однородный либо дифференцированный продукт. 3.Наличие барьеров входа. 4.Стратегическое взаимодействие между производителями. «Недальновидное» поведение «ценополучателей» заведомо приводит к сокращению прибылей, если происходит в одностороннем порядке. Однако стратегические конкуренты подстраиваются… Причины использования стратегии «ценополучатель»: 1)Фирме неизвестны отраслевой спрос и функции издержек конкурентов; 2)Фирма не задумывается о своем влиянии на параметры равновесия.
Формализация модели Ценополучатели: 1.Линейный спрос 2. n одинаковых фирм с издержками 3. k стратегических фирм, действующих по Курно и m ценополучателей. Стратегические фирмы:
Равновесие и его свойства: При фиксированном числе фирм n = m + k Свойство 1. Оптимальные объемы поставок ценополучателей превышают объемы поставок фирм, действующих по Курно в фиксированное число раз, не зависящее от чис- ла тех и других фирм, и определяющееся только параметрами функций спроса и издержек, а именно, соотношением коэффициентов b и d. Свойство 2. При фиксированном количестве фирм на рынке переход части из них в ценопо- лучатели сокращает поставки каждой из них, увеличивает суммарные поставки продукции и роняет цены.
Сравнение ценополучателя и лидера по Штакельбергу Последователи: Единственный лидер: Ценополучатель: Свойство 3. При наличии на рынке единственного ценополучателя его объем поставок всег- да превышает оптимальный для лидера по Штакельбергу. В то же время прибы- ли могут как превышать исходные прибыли Курно-конкурентов, так и быть ме- ньше их (в последнем случае становиться ценополучателем невыгодно).
Выгодно ли быть ценополучателем? Прибыли стратегических фирм и ценополучателей: Базовый вариант: Разность прибылей: Свойство 4. На выгодность или невыгодность перехода фирм в число ценополучателей не влияют коэффициенты a, c, f, однако влияет соотношение коэффициентов b и d, число фирм на рынке n и число ценополучателей m.
Выгодно ли быть ценополучателем? Предположение b = 2αd:
Исследование функции f (α) Вершина параболы: Типичный вид f (α) и f (α) ценополучателем становиться невыгодно ни при каком соотношении параметров! При слабо положительных значениях функция f ( ) убывает, достигая локаль- ного минимума, а затем начинает возрас- тать. При достаточно больших значениях n она выходит в положительную область.
Свойство 5. При любом фиксированном числе ценополучателей m есть такое суммарное количество фирм n 0, что при существует диапазон, в ко- тором при b = 2αd ценополучателем становиться выгоднее, чем быть страте- гической фирмой. Диапазон асимметрично (сильнее вправо) расширяется при росте n. Вероятность того, что ценополучателем становиться выгодно, невелика, но, как правило, увеличивается при росте параметров n и b, а также уменьшении параметров m и d. То есть ценополучателем выгодно быть на большом рынке с неэластичным спросом и большим числом фирм, издержки которых растут медленно. Ценополучателей при этом должно быть мало, в идеале – единст- венный. Выгодно ли быть ценополучателем? Единственный ценополучатель: n 0 =5. Два ценополучателя: n 0 =11.
f (α) для случая единственного ценополучателя
f (α) для случая двух ценополучателей
Спасибо за внимание!