1 Технология проблемного обучения
2 Учитель Делает на доске запись: = = 21 - Вижу, вы удивлены. Почему? - Значит, над каким вопросом подумаем? - Давайте рассуждать. Если отличаются правые части … - Чем отличаются левые части? Какие есть идеи? - Какой порядок действий в первом примере? - Во втором? - В каком примере мы действовали по правилу? - А во втором примере мы нарушили правило! Как же нам догадаться, что здесь сложение выполняется первым? - Молодцы! Есть такой знак! Он называется «скобки». Так что же обозначают скобки? - Это определение дома выучите наизусть, а кто хочет – пусть напишет стишок про скобки. Ученик Реакция удивления - Примеры одинаковые, а ответы разные! - Почему в одинаковых примерах получились разные ответы? - То отличаются и левые. - Левые части отличаются порядком действий. - Сначала умножение, а потом сложение. - Сложение, а потом умножение. - В первом. - Надо что – то в пример дописать. Нужен какой – то знак, чтобы пометить сложение. - Скобки обозначают действие, которое выполняется в первую очередь.
3 Проблемный урок качественное усвоение знаний развитие интеллекта и творческих способностей воспитание активной личности
4 Научное творчество Проблемный урок - «творческое усвоение знаний» Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. постановка проблемы поиск решения выражение решения реализация продукта
5 Структура проблемного урока Цель урока Этапы урокаТворческие звенья деятельности учащихся знание введениеПостановка учебной проблемы – формулирование вопроса или темы урока Поиск решения – открытие субъективно нового знания воспроизведениеВыражение решения – выражение нового знания в доступной форме Реализация продукта – представление продукта учителю и классу
6 Постановка учебной проблемы Учёный – это не тот, кто даёт правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы. Клод Леви – Стросс, фр.антрополог.
7 Учебная проблема проблема как тема урока как вопрос
8 Приёмы создания проблемной ситуации Тип проблемной ситуации Тип противоречияПриёмы создания проблемной ситуации С удивлениемМежду двумя или более положениями 1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. 2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. Между житейским представлением учащихся и научным фактом 3. шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. С затруднениемМежду необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. 5. Дать практическое, не сходное с предыдущими. 6. шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнимо.
9 Противоречие между двумя или более положениями между двумя или более положениями учитель одновременно предъявляет противоречивые факты, теорию или взаимоисключающие точки зрения столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием
10 Противоречие между житейским представлением учеников и научным фактом Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью
11 Урок физики в 7 классе «Поверхностное натяжение жидкости». УчительУченики - Что будет с иголкой, если опустить её в воду? (вопрос на ошибку). - Опускаю иголку в воду. Что наблюдаете? (предъявление научного факта) - Конечно, иголка утонет (ошибка, обнажающая житейское представление о том, что всё металлическое должно тонуть). - Иголка не тонет! Она плавает на поверхности! (возникновение проблемной ситуации).
12 Противоречие между необходимостью выполнить задание учителя и невозможностью это сделать учитель даёт задание, не выполнимое вообще учитель даёт практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. 2. Доказать, что задание учениками не выполнимо.
13 Применение приёмов создания проблемной ситуации по предметным направлениям: для языков наиболее характерны приёмы 2, 3, 6, реже 1 и 4; для точных наук – приёмы 4, 5, 6, может и 1; для истории и литературы – 1 и 2; для естествознания – 1, 2, 3 и 4 (но чаще всего -3).
14 Выход из проблемной ситуации заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель. осознают противоречие и ставят проблему сами ученики. говорить вместе со школьниками, подталкивая при этом их мысль.
15 Побуждающий диалог - отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают школьникам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему
16 Побуждающий от проблемной ситуации диалог Побуждение к осознанию противоречияПобуждение к формулированию учебной проблемы Приём 1. о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? о теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока? Приём 2. Сколько же в нашем классе мнений? Приём 3. Вы сначала как думали? А как на самом деле? Приём 4. Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Приём 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? Приём 6. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?
17 Реакция на неожиданные формулировки Принятие неожиданной формулировки Так Побуждение к переформулированию Кто думает иначе?
18 Подводящий диалог - система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.
19 «Актуальность» Сообщение темы урока с мотивирующим приёмом. «Яркое пятно»
Каждая проблема имеет решение. Единственная трудность заключается в том, чтобы его найти. Эвви Неф, амер.журналист. Эвви Неф, амер.журналист.
Выдвижение гипотезы Проверка гипотезы СтруктураПобуждение к выдвижению гипотез Побуждение к проверке гипотез устнойпрактической общее побуждение к любым гипотезам: Какие есть гипотезы? к аргументу/ контраргументу: Согласны с этой гипотезой? Почему? к плану проверки: Как можно проверить эту гипотезу? подсказкак решающей гипотезе к аргументу/ контраргументу к плану проверки сообщениерешающей гипотезы аргумента/ контраргументаплана проверки
последовательный одновременный
учительученики открывает запись на доске: - Посмотрите на два столбика слов. В первом слова с суффиксом – чик, во втором с –щик. Они помогут вам самим открыть правило. видят два столбика слов: разведчикобойщик лётчикфонарщик извозчиксъёмщик разносчик формовщик перебежчикгонщик - Итак, какие есть идеи? ( побуждение к гипотезам ) - После глухих пишется – чик ( ошибочная гипотеза 1 ) - Так ( принятие ошибки ). Все с этим согласны? ( побуждение к проверке ) - А «перебежчик»? Звук «ж» звонкий, но после пишется –чик ( контраргумент ) - Какие есть ещё гипотезы? ( побуждение к гипотезам ) - чик пишется в словах с приставкой ( ошибочная гипотеза 2 ) - Все так думают? Кто не согласен? ( побуждение к проверке ) - Слово «лётчик» без приставки, но пишется с –чик ( контраргумент ) -Есть ещё новые идеи? ( побуждение к гипотезам) - Прочитайте первый столбик орфографически. Вслушайтесь ( подсказка к решающей гипотезе ) - После парных «д-т», «з-с» и «ж» пишется –чик. Если их нет, то –щик ( решающая гипотеза ) - Как эту мысль проверить? ( побуждение к проверке ) - Что нужно сделать со словами каждого столбика? ( подсказка к плану ) - Надо подчеркнуть буквы перед суффиксами ( план проверки ) - Выполняйте. подчёркивают - Что дала проверка?- В словах первого столбика перед –чик пишутся «д - т», «з-с» и «ж». В словах второго столбика другие буквы ( аргумет ) - Сформулируйте правило о правописании суффиксов. формулируют правило (открытие нового знания)
Учитель (использует побуждающий диалог) Ученики (выдвинули и проверили ошибочные гипотезы 1 и 2) - Другие есть предложения? (побуждение к гипотезам) - После глухих пишется –чик, но есть слова – исключения (ошибочная гипотеза 3) Удивлён неожиданной гипотезой, но продолжает диалог: - Так (принятие ошибки). Вы согласны? Почему? (побуждение к проверке) - Сколько получается исключений в первом столбике? (подсказка к контраргументу, придуманная в паузе) - Три: разведчик, извозчик, перебежчик. Слишком много получается слов – исключений (контраргумент)
Учитель (использует побуждающий диалог) Ученики (выдвинули и проверили ошибочные гипотезы 1, 2, 3) - Ещё есть мысли? (побуждение к гипотезам) - вы написали неправильно, поэтому мы не можем догадаться (ошибочная гипотеза 4) - Я всё проверила по словарю (контраргумент). Есть какие – нибудь новые идеи? (побуждение к гипотезам) молчат - Прочитайте первый столбик орфографически. Вслушайтесь (подсказка к решающей гипотезе) - После парных «д-т», «з-с», «ж» пишется –чик. Если их нет, то –щик (решающая гипотеза)
УчительУченики - Прочитайте первый столбик орфографически. Вслушайтесь (подсказка к решающей гипотезе) После каких-то парных пишется - чик, а после непарных -щик (плохо сформулированная решающая гипотеза) - Каких парных? Уточни свою мысль. Скажи еще раз! (побуждение к переформулированию решающей гипотезы) После парных «д-т», «з-с» и «ж» пишется -чик. Если их нет, то -щик (решающая гипотеза)
Учитель (использует подводящий диалог) Ученики (формулируют тему: Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями) - Как же найти разность дробей с одинаковыми знаменателями? Какие есть идеи? ( побуждение к гипотезам) Молчат - Может быть, нам как-то поможет правило сложения дробей? (подсказка к решающей гипотезе) Надо сделать как в сложении, только наоборот: числители вычесть, а знаменатели оставить ( решающая гипотеза ) - А как проверить эту идею? (побуждение к проверке) молчат - Чем мы всегда пользуемся, работая с числами? (подсказка к плану проверки) Числовым лучом! Надо отложить на луче 6/10 и вычесть 4/10! ( план проверки ) - Попробуйте! выполняют намеченный план проверки - Так верной оказалась ваша идея вычесть числители? Да, мы убедились в этом на числовом луче (аргумент) - Сформулируйте вывод и запишите его в общем виде. - Проверим вывод по учебнику. формулируют правило, т. е. открывают новое знание обращаются к учебнику
Учитель (использует подводящий диалог)Ученики (формулируют тему: Безударные гласные в приставках) - Из упражнения выпишите в один столбик слова с приставками подударением, в другой с приставками без ударения. Поставьте ударение, выделите приставки. выписывают два столбика слов, ставят ударение, выделяют приставки: записьзаписал досытадоделал надписьнадписал повестьповествование - Что общего между приставками под ударением и без ударения? Гласные в приставках под ударением и без ударения одни и те же. - В каких приставках пишется гласная о? До-, по- - В каких приставках пишется гласная а? За-, над-. - Сделайте вывод о правописании безударных гласных в приставках. -Сверьте ваш вывод с учебником. формулируют правило (открытие нового знания) Все верно. Но в правиле перечислено больше приставок.
Учитель (использует побуждающий диалог) Ученики (формулируют вопрос: Сколько корней в слове «мухоловка») - Давайте попробуем найти ответ на ваш вопрос. Почему птичка так называется? Она ловит мух. - Запишите «ловит мух». записывают - Подберите и запишите однокоренные слова к слову «мух». Выделите корень. подбирают, выделяют - Подберите однокоренные слова к слову «ловит». Выделите в них корень. подбирают, выделяют - Есть ли корни мух- и лов- в слове « мухоловка»? Да, есть. - Так сколько же корней в слове «мухоловка»? В слове «мухоловка» два корня. - Такие слова называются сложными. Сформулируйте определение. Сложными называются слова с двумя корнями ( открытие нового знания )
УчительУченики - Прочитайте два столбика слов. читают: поезд въезд выезд подъезд заезд объезд - В словах какого столбика есть разделительный ъ ? В словах второго столбика. Где именно в слове пишется разделительный ъ ? После приставки На какую букву оканчиваются этиприставки? Сравните первый и второй столбики. В первом столбике на гласную, во втором на согласную. А с какой буквы начинается корень? С гласной. Значит, какой мы можем сделать вывод? Разделительный ъ пишется после приставок на согласный перед гласными ( открытие нового знания)
36 Как организовать творческое воспроизведение ? Эйнштейн объяснял мне свою теорию каждый день, и вскоре я уже был совершенно уверен, что он её понял. Хаим Вейцман, химик, первый президент Израиля
37 типы продуктивных заданий на формулирование Формулирование темы урока Формулирование вопросов
38 Формулирование темы урока УчительУченики использует побуждающий к проблеме диалог формулируют вопрос: Сколько корней в слове «мухоловка» использует подводящий к решению диалог отвечают на вопрос, формулируют определение - Значит, какую новую тему мы изучи? (задание на формулирование темы) - Сложные слова (формулировка темы)
39 Формулирование темы урока УчительУченики использует подводящий без проблемы диалог формулируют знание: Разделительный ь пишется после приставок на согласный перед гласными - Назовите тему урока? (задание на формулирование) - Правописание разделительного ь. (формулировка темы)
40 Формулирование вопросов
41 Составление опорного сигнала
42 Создание художественного образа
43 Продуктивные задания ТипыОсобенности применения Формулированиетемысразу после введения знаний; вопросовв конце этого или начале следующего урока Опорный сигналсимвол, схема, таблица, опорные слова в классе или дома, если опорный сигнал не составлялся учителем при введении знаний Художественный образ метафора, загадка, стихотворение дома по желанию
44 Как подготовить проблемный урок 0.Определить тему урока, в чём будет заключаться новое знание. 1.Постановка учебной проблемы (способ): побуждающий диалог; подводящий диалог; сообщение темы с мотивирующим приёмом 2.Поиск решения: проблема есть: * побуждающий диалог; * подводящий диалог; если проблемы нет: * подводящий без проблемы диалог. 3.Продуктивные задания.