ПРИЧИНЫ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ИМЕТЬ НЕЗАВИСИМЫЙ РЕГУЛИРУЮЩИЙ ОРГАН: НЕБОЛЬШОЙ ОТДЫХ Петер Кадерьяк Директор, REKK Учебный курс «Регулирование энергетики: Основная задача – служение нашему народу» сентября 2007 г. – Киев – Секретариат ИНОГЕЙТ
2 ЛЕКЦИЯ Необходимость отражающих затраты цен Необходимость регулирующего обязательства Необходимость независимости регулирования Задачи настоящего времени
3 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Регулирующий орган должен устанавливать регулируемые тарифные ставки или тарифы для регулируемых компаний таким образом, чтобы регулируемые ставки давали компаниям возможность получать доход, покрывающий обоснованные затраты их работы, то есть затраты, которые необходимы и неизбежны для предоставления регулируемых услуг заранее установленного качества
4 НАИЛУЧШИЙ РЕГУЛЯТОР ЦЕН В ЭФФЕКТИВНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
5 ИСКАЖЕНИЕ ЦЕН Сверхэффективные рыночные цены Монопольное ценообразование Мало участников используют свою рыночную власть Рыночные цены ниже эффективности Субсидируемые отрасли Не усвоенные внешние затраты (бесплатное загрязнение) ВЫПРАВЛЕНИЕ ЦЕН (ИМИТАЦИЯ РЫНКА) Монопольное ценовое регулирование Рыночные ценовые пределы (?) (Контроль за слияниями и антитрастовые органы) Устранение прямых и косвенных ценовых субсидий Ценообразование возобновляемой энергии (Создание рынков прав выбросов / зеленых сертификатов) (Экологическое налогообложение) ИСКАЖЕННЫЕ ЦЕНЫ – ЗАДАЧИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
6 Монопольный ценовой контроль (классика) Реструктуризация рынка и конкуренция Жестка фискальная ситуация и урезание субсидий (переходный период) Необходимость частных инвестиций ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ОТРАЖАЮЩИХ ЗАТРАТЫ ЦЕН
7 Регулирующий орган и инвесторы вступают в «игры» - в своих решениях игроки принимают во внимание решения других Поведение регулирующего органа серьезно влияет на инвестиционные решения Динамическая несогласованность – если ожидается сбой регулирования, инвестиций не будет Игры осложняются информационной асимметрией Регулирующие органы должны быть в состоянии сдерживать свои обещания! – независимость НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
8 Полномочия Установление тарифов Ответственность за решения Автономия Личная и институциональная стабильность для принятия решений Подотчетность Прозрачность принятия решений Правовые предпосылки Культура регулирования НЕОБХОДИМОСТЬ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
9 СБЛИЖЕНИЕ РЕГУЛИРУЮЩИХ ПОЛНОМОЧИЙ В ЕС - 1 Традиции регулирования В среднем органы регулирования энергетики были созданы на два года раньше в ССЧ (1997 г.), чем в НСЧ (1999 г.) Некоторые НСЧ (Венгрия с 1994 г.) имеют более длительные традиции регулирования энергетического сектора, чем некоторые ССЧ
10 Положения законов и нормативных актов Система баллов основана на: Полномочиях в области тарифов на передачу и распределение Финансовой независимости Процедурах обжалования Полномочиях в области назначения и снятия с должности Чем ниже балл, тем сильнее установленная в законе защита независимости СБЛИЖЕНИЕ РЕГУЛИРУЮЩИХ ПОЛНОМОЧИЙ В ЕС - 2
11 Положения законов и нормативных актов ССЧ (ср. = 8,7)НСЧ (ср. = 9,8) Установленная в законах защита независимости регулирующих органов ниже в НСЧ, чем в ССЧ СБЛИЖЕНИЕ РЕГУЛИРУЮЩИХ ПОЛНОМОЧИЙ В ЕС - 3
12 В случае регулирования монополий: прямой конфликт больше с компаниями, ориентированными на прибыль захват В случае заниженных цен: прямой конфликт больше с политиками Модифицированные цены/под политическим влиянием Частная повестка дня регулирующего органа Недостаточные ресурсы – решения низкого качества Отсутствие обеспечения соблюдения Отсутствие информации ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ ДЛЯ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
13 Ценовое регулирование в различных рыночных моделях Продвижение конкуренции на либерализованных энергетических рынках (рефери) Продвижение интеграции транснациональных рынков и сотрудничество между регулирующими органами ЗАДАЧИ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ