Организация проектной и исследовательской деятельности как условие и средство реализации требований стандартов второго поколения
Цели образовательного стандарта второго поколения: -формирование универсальных учебных действий; -формирование мотивации к обучению.
Формирование компонентов исследовательской культуры: мыслительные умения и навыки; анализ и выделение главного; сравнение, обобщение и систематизация; определение понятий; конкретизация; доказательства и опровержения; работа с источниками информации; культура речи.
Схема проведения исследования Определение последовательности Выработка гипотезы Сбор и обработка информации Пути решения проблемы Определение сферы Актуализация проблемы Выбор темыАнализ и обобщение Защита
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально- творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. А.И.Савенков
Невербальные задания: склеивание (агглютинация); аналогии; акцентирование; типизация (внимание). Вербальные задания: сочини…; придумай…; составь…; найди…;
Упражнения на формирование основ культуры мышления и навыков исследовательской деятельности РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ВИДЕТЬ ПРОБЛЕМУ « Посмотрите на мир чужими глазами»; «Составьте рассказ от имени героя»; «Перечислите значения предмета»; Игра «Волшебные превращения»…
Упражнения на формирование основ культуры мышления и навыков исследовательской деятельности РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ВИДЕТЬ ПРОБЛЕМУ «Составьте рассказ от имени героя» Расскажи сказку от имени Лисы. Расскажите сказку от имени старика или старухи.
Упражнения на формирование основ культуры мышления и навыков исследовательской деятельности РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ «Найди загаданное слово»; «Угадай о чем спросили»; «Угадай вопрос»…
Упражнения на формирование основ культуры мышления и навыков исследовательской деятельности РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ВИДЕТЬ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ «Угадай предмет» ВЕРНО ЛИ ЧТО…? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? КАКОЙ? ДОЛЖЕН ЛИ? МОЖЕТ ЛИ…?
Упражнения на формирование основ культуры мышления и навыков исследовательской деятельности РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ 1.Беглый обзор текста; 2.Заинтересованность содержанием текста; 3.Глубокое знакомство с текстом; 4.Выделение главного и второстепенного;
Упражнения на формирование основ культуры мышления и навыков исследовательской деятельности РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С КНИГОЙ Моделирование; Выбор книг по жанрам, авторам, темам; Знание элементов книги.
Упражнения на формирование основ культуры мышления и навыков исследовательской деятельности РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С КНИГОЙ Я предполагаю…… Я думаю….. Мне кажется…. Вероятно….
Упражнения на формирование основ культуры мышления и навыков исследовательской деятельности РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ сопоставление объектов; поиск предметов, имеющих общие признаки; подведение под идею.
Упражнения на формирование основ культуры мышления и навыков исследовательской деятельности РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ «Как люди смотрят на мир» На что похожа КЛЯКСА?
« Я смотрю на себя, как на ребенка, который, играя на морском берегу, нашел несколько камешков поглаже и раковин попестрее, чем удавалось другим, в то время как неизмеримый океан истины расстилался перед моим взором неисследованным. » Исаак Ньютон
Организация исследовательской и проектной деятельности средствами УМК «Начальная школа XXI века»
МАТЕМАТИКА
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Сказка на новый лад (книжка-самоделка)
РУССКИЙ ЯЗЫК
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Я- ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
Участие в научно-исследовательских конференциях
Исследовательский проект «Полиэтиленовый пакет: казнить нельзя помиловать»
Значимость развития исследовательского поведения
Спасибо за внимание!