Тема 5: Новая институциональная теория государства 1
2 Источники 1. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник /под общей ред. д. э. н., проф. А.А. Азуана. - М.: Инфра-М, с. 2. Олсон М.Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. М.: Издательство ФЭИ, Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики./ Д. Норт// - М.: Начала. –
3 Содержание 5.1. Государство как агентство по производству общественных благ Спонтанный экологический порядок и идеальные типы государства Экономический анализ функционирования государства. 3
Государство как агентство по производству общественных благ Государство – это организация со сравнительными преимуществами в осуществлении насилия, распространяющимися на географический район, границы которого устанавливаются его способность облагать налогом подданных. 4
5 Сущность прав собственности в праве на исключение и организация, обладающая сравнительным преимуществом в насилии, оказывается в состоянии специфицировать и защищать права собственности. 5
6 При этом под насилием здесь понимается физическое ограничение спектра возможностей доступных одному индивиду посредством воздействия на его способность реализовывать принимаемые им решения. Единственной функцией государства является производство общественных благ, важнейшими из которых являются создание и защита формальных правил. 6
7 Отнесение тех или иных благ к разным типам зависит: 1) от возможностей исключения кого – либо из числа потребителей блага; 2) от наличия или отсутствия конкуренции при потреблении блага. 7
8 Наличие или отсутствие исключительного доступа к тому или иному благу зависит от издержек, связанных с обеспечением исключительности доступа. Что касается конкуренции при потреблении блага, то это фактически означает, что потребление блага каким либо субъектом исключает возможность потребления того же самого блага другими субъектами. 8
9 Существует большое число благ, потребление которых одним субъектом не препятствует потреблению того же самого блага другим субъектом. Одним из таких благ является информация. Выделяют два обстоятельства: 9
10 1) отсутствует конкуренция в потреблении блага фактически означает, что предоставление дополнительной единицы такого блага кому бы то ни было не связано для кого – либо с издержками, т.е. выражаясь экономическим языком, предельные издержки для неконкурентных в потреблении благ равны нулю; 10
11 2) по мере увеличения числа потребителей блага оно может из неконкурентного в потреблении превратиться в конкурентное. В общем виде типология благ представлена в таблице
12 Типология благ Свойства благ Наличие исключительности доступа к благу Отсутствие исключительности доступа к благу Конкурентность в потреблении Частные благаЧастные внешние эффекты Отсутствие конкуренции в потреблении Клубные или коллективные блага Общественные блага или общественные внешние эффекты 12
13 Частные блага – подавляющее большинство благ обладает свойствами конкурентности при потреблении и исключительности доступа. Для клубных или коллективных благ характерны: - наличие ограничений на доступ к благу для индивидов, не являющихся членами некоего сообщества; - отсутствие конкуренции в потреблении этих благ. 13
14 Общественные блага - это блага, для которых отсутствуют как исключительность доступа, так и конкурентность при потреблении. В действительности любое благо может быть представлено всеми описанными способами, т.е. как частное, и как коллективное и как общественное благо. 14
15 Если государство не обеспечивает своих граждан благом под названием «безопасность на улице», т.е это благо не предоставляется как общественное благо, то в принципе каждый желающий может за определённую сумму денег нанять себе телохранителя и обеспечить себя благом «безопасность на улице» частным порядком.
16 Проблема безбилетника и вытекающая из неё проблема организации коллективных действий, (первым был Мансур Олсон - книга «Логика коллективных действий», 1965 г.). Проблема безбилетника – это затруднённость осуществления взаимовыгодных коллективных действий из – за возможности получения экономическими агентами выгоды без участия в общих издержках. 16
17 Главный вывод работы Мансура Олсона заключается в утверждении, что малые группы специальных интересов будут более эффективно обеспечивать своих членов коллективным благом по сравнению с большими, латентными группами. Основным средством решения проблемы безбилетника в больших группах являются, по Олсону, так называемые селективные, или избирательные, стимулы. 17
18 Селективные стимулы – стимулы, которые применяются к индивидам избирательно, в зависимости от того, вносят ли она вклад в обеспечении общественным или коллективным благом или нет. 18
19 Избирательные стимулы: - положительные; - отрицательные; - в форме наказания для тех, кто уклоняется от участия в коллективных действиях$ - в форме поощрения для активных участников коллективных действий.
20 Одной из отличительных черт общественных благ является невозможность исключения кого – либо из их потребления, рыночные стимулы не способны обеспечить производство общественных благ.
21 Государство – в определённом смысле является весьма парадоксальным, так как ключевые, основополагающие институты современного господствующего экономического порядка – рынок и частная собственность – фактически оказываются нежизнеспособными без механизмов, основывающихся на прямо противоположных принципах. 21
22 Рассматривая государство как агентство по производству общественных благ, необходимо обратить внимание: 1) государство может самостоятельно производить общественные блага, а также финансировать их производство частными структурами. 2) практически все производимые государством общественные блага можно свести к спецификации и защите прав собственности и свободы.
23 Государство специфицирует и защищает права собственности и свободу путём создания и поддержания системы формальных правил. Формальные правила (неформальные) – общественный характер этих благ фактически означает их принятие всеми или по крайней мере подавляющим большинством членов общества. 23
24 Сравнивая эффективность частного и общественного механизмов защиты правил, коснемся одной из предпосылок: «Издержки задержания и осуждения преступников не зависит от того, каким порядком – частным или общественным – осуществляется защита формальных правил».
25 Эта предпосылка была снята Полински, который пришёл к следующим выводам : 1.«Выгоды от координации усилий по защите правил (например, исключение дублирования следственных усилий и эксплуатация экономики на масштабе при обработке информации) доступны в условиях государственной или монопольной защиты правил и не достижимы в условиях конкуренции».
26 2. Мотив получения прибыли, как можно предположить, приведёт к тому, что издержки частной защиты правил будут ниже издержек их общественной защиты. 3. Когда доходы от штрафов в ситуации государственной защиты правил не покрывают расходов, возможно появление издержек мертвого груза, связанных с финансированием этих расходов из других источников.
27 Соответственно, если доходы от штрафов превышают расходы на борьбу с преступностью, эффективный уровень общественных усилий должен быть ниже. Уравновешивая эти соображения, можно предположить, что монопольная защита правил будет дешевле их защиты в условиях конкуренции, но общественная защита будет более или менее дороже частной» Основная цель общества – сокращение количества совершаемых преступлений, именно поэтому основной функцией наказания является сдерживание потенциальных преступников. 27
Спонтанный экологический порядок и идеальные типы государства. 1) теорию анархии (Джек Хиршлейфер); 2) социальный контракт; 3) модель Дж. Бьюкенена; 4) модель Мак Гира Олсона; 5) модель консенсусной демократии Подробнее.. 28
29 1 ) теория анархии (Джек Хиршлейфер) для устойчивого существования анархической структуры необходимо: а) чтобы «параметр стабильности» m, отражающий эффективность наступательных усилий, относительно оборонительных усилий был не больше 1; 29
30 б) чтобы уровень доходов конкурентов был не меньше минимального значения; в) увеличение числа индивидов или групп в анархической структуре способствует сокращению среднего дохода членов этой структуры и повышает вероятность того, что доходы их части окажутся меньше минимально допустимого значения.
31 2) теория социального контракта - два подхода: а) подход Гоббса - представление о вертикальной социальной контрактации; б) подход Локка - представление о горизонтальной социальной контрактации. 31
32 3) модель Дж. Бьюкенена - концептуальная схема общественного договора - отражает процесс горизонтальной социальной контрактации, которая выглядит следующим образом: На первом этапе происходит «естественное распределение» благ, которое определяется усилиями, затрачиваемыми индивидами на захват и защиту ограниченных благ заключается конституционный договор, предметом которого является «государство защищающее», 32
33 т.е. определяются права свободы и права собственности индивидов и права государства, функцией которого является защита этих прав постконституционный договор, или договор о «государстве производящем», здесь устанавливаются правила, по которым государство и должно задействовать, занимаясь производством общественных благ.
34 4) модель Мак – Гира-Олсона - «о седлый бандит» вертикальная социальная контрактация, благодаря своему сравнительному преимуществу в осуществлении насилия, способен контролировать определённую территорию, т.е. пресекать появление на этой территории бандитов-гастролеров. 34
35 Для максимизации потока ожидаемых будущих доходов оседлый бандит должен решить 2 взаимосвязанные задачи: а) он должен обеспечить физическую возможность производства благ; б) он должен сохранить стимулы к производству этих благ.
36 5) модель консенсусной демократии - горизонтальная социальная контрактациия – эта модель полезна для анализа современного демократического общественного устройства. 36
37 Для общества консенсусной демократии характерны следующие условия: а) все средства, которые общество собирает в виде налогов, идут на производство общественных благ; б) достающееся каждому индивиду количество общественных благ прямо пропорционально его вкладу в производство этих благ, т.е отсутствует какое - либо перераспределение доходов.
Экономический анализ функционирования государства. 1) распределительные каолиции; 2) теория поиска ренты; 3) ограничение монопольной власти государства; 4) модель Норта. Подробнее... 38
39 1) распределительные коалиции - - группы специальных интересов, которые состоят из агентов, экономические интересы которых совпадают. …. Такие группы способны создавать для себя распределительные преимущества: а) узкие коалиции; б) широкие коалиции
40 а) узкие коалиции - перераспределение стоит продолжать до тех пор, пока уменьшение ценности общественного продукта не станет в сотни и более раз превышать выигрыш членов организации в этой перераспределительной борьбе;
41 б) широкие коалиции - заинтересованы в том, чтобы сделать общество, в котором они функционируют, процветающим, а издержки перераспределения дохода в пользу своих членов – как можно более низкими.
42 2) теория поиска ренты - один из самых распространённых и деструктивных видов экономической активности (активно разрабатываться экономической наукой с гг. 20 века). 42
43 Основная цель поиска ренты – ограничение конкуренции и получении каких – либо монопольных прав. Для узких распределительных коалиций поиск ренты является гораздо более привлекательной целью, чем для больших латентных групп.
44 Существует 2 причины того, почему поиск ренты так дорого обходится обществу: причина 1 - технологии поиска ренты часто характеризуются возрастной отдачей. Выделяют 2 состояния устойчивого равновесие в экономической системе: 44
45 а) такое равновесие возможно при отсутствии или незначительном уровне инвестиций в поиск ренты («хорошее» равновесие); б) устойчивое равновесие может быть достигнуто при большом объеме таких инвестиций («плохое» равновесие).
46 Причина 2 - воздействие, которое поиск ренты оказывает на стимулы экономических агентов к осуществлению инноваций: а) в обществе, где наиболее прибыльным видом экономической деятельности является поиск ренты, для осуществления инновации предприниматели вынуждены нести дополнительные расход, связанные с необходимостью получения всякого рода санкций и разрешений у коррумпированной государственной власти; 46
47 б) инновационные проекты, как правило, предполагают долгосрочные инвестиции, а при слабой спецификации и защите прав собственности, которая является необходимым элементом ренто – ориентированной системы, такие инвестиции теряют свою привлекательность. В рентоориентированном обществе предпринимателю дороже обойдётся кредит, необходимый для осуществления нововведения
48 3 ) ограничение монопольной власти - связано с функционированием государственного аппарата и возможностью появления коррупции, которая понимается здесь как извлечение государственными чиновниками частных доходов из государственной собственности. 48
49 Институционализация коррупции, т.е. сращивание административной коррупции с политической, становится возможной потому, что центральная власть не в состоянии полноценно контролировать все сферы экономической жизни. В случае институционализации коррупции, однако, на откуп отдаются не территории, а скорее отдельные сферы предпринимательской деятельности, отдельные виды экономической активности индивидов.
50 Выделяют два типа институциональной коррупции: а) предполагающая нарушение формальных правил; б) не предполагающая такого нарушения. Подробнее... 50
51 а) предполагающая нарушение формальных правил - речь идет об установлении таких правил, регулирующих те или иные сферы предпринимательской деятельности, выполнение которых связано для предпринимателей с запретительно высокими издержками. Такие правила фактически вынуждают предпринимателей давать взятки чиновникам; б) не предполагающая формальных правил - предполагает вполне законное перераспределение средств в пользу тех или иных чиновничьих структур).
52 Источники ограничения монопольной власти государства являются его прямые конкуренты: а) внутри страны организованная преступность; б) за рубежом - правительства других государств. 52
53 Основные функции организованной преступности – это спецификация и защита прав собственности и обеспечение выполнения контрактов в нелегальной сфере, а также содействие монополизации рынков и создание барьеров входа для аутсайдеров.
54 4) модель Норта - государство как совокупность противоречивых целей и не совпадающих интересов. Три особенности модели Норта:: во-первых, понимание государства как агентства, оказывающего услуги обороны и правосудия; 54
55 Во-вторых, государство в модели Норта рассматривается как дискриминирующий монополист, который разбивает подданных на группы, для каждой из которых права собственности специфицируются и защищаются по своему, целью такой дискриминации является максимизация выгод правителя; В-третьих, Норт подчеркивает ограниченность монопольной власти правителя
56 Новые термины: блага проблема безбилетника селективные стимулы социальный контракт бандит-гастролёр осёдлый бандит рентоориентированное поведение институциональная коррупция 56
57 2. Что такое социальные избирательные стимулы? 3. Что такое анархическое состояние общества? 1. Корректно ли утверждение: государство тем эффективнее, чем больше насилия оно применяет?
58 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов. 58