Использование инсценировки в преподавании физиологии Автор: Е.Ю. Полынцева, студентка ОЗО ЕГФ РГУ, специальности Биология, 4 курса Научный руководитель: доцент Сазонов В.Ф., канд.биол.наук.
Инсценировка сценическое оформление литературного текста приспособление к сцене повествовательного произведения Активирует у студентов познавательные процессы, улучшает понимание и запоминание.
Модель Na-K насоса
При инсценировании работы натрий- калиевого насоса (далее - НКН) мы использовали для изображения клеточной мембраны столы, а для ионных каналов – стулья, поставленные в промежутках между столами, чтобы проходы можно было открывать и закрывать.
В роли ионов Na+ и K+ выступали студенты в одежде, соответственно, светлых и тёмных тонов
Им была поставлена задача изобразить в движении вначале обмен ионов через НКН, а затем выход избыточного калия из клетки через ионные каналы утечки. Роль НКН играл студент, производящий обмен ионов Na+ на ионы K+ в соотношении 3:2 между внутренним пространством клетки, ограниченном столами, и внешним внеклеточным пространством.
НКН
Выход избыточного калия из клетки через ионные каналы утечки
Электронный ресурс по формированию мембранного потенциала: t/21-membrannyi-potentsial- pokoya-kratko-dotsent-sazonov- vf.
Проверка знаний Опрос, проведённый через неделю, показал, что все участники инсценировки и её зрители твёрдо усвоили порядок действия НКН и утечки ионов K+ через калиевые каналы, помнят соотношение ионов при их обмене в НКТ, а также все направления движения ионов через клеточную мембрану. Они ясно представляли себе понятие градиента концентрации ионов и механизм формирования потенциала покоя за счёт работы НКН и утечки ионов калия.
Выводы: На основе проведённого исследования можно сделать вывод о высокой эффективности наглядно-образного интерактивного способа подачи учебного материала в виде инсценировки и рекомендовать его применение в преподавании физиологии.
Благодарю за внимание!