ТРИЗ – технологиятворчества
Будущее нельзя предвидеть, но его можно изобрести
Теория Решения Изобретательских Задач позволяет перейти от неясной и расплывчатой проблемы к конкретным задачам и противоречиям позволяет перейти от неясной и расплывчатой проблемы к конкретным задачам и противоречиям решить эти задачи с помощью приёмов и принципов решить эти задачи с помощью приёмов и принципов получить сразу несколько идей, из которых осознанно выбрать наилучшие получить сразу несколько идей, из которых осознанно выбрать наилучшие спрогнозировать и предупредить проблемы спрогнозировать и предупредить проблемы
Применение ТРИЗ: На уроках чтения, окружающего мира и др. На кружке «ТРИЗ» На родительских собраниях На внеклассных занятиях
Анализ исходной ситуации и синтез новых знаний Основы ТРИЗ: учитель стремится получить максимальное количество новых идей учитель стремится получить максимальное количество новых идей методологический (системный) изложения информации по дисциплинам методологический (системный) изложения информации по дисциплинам мышление должно преобладать над запоминанием мышление должно преобладать над запоминанием норма, когда учитель и ученик не знают правильного ответа; ученик «впереди учителя» норма, когда учитель и ученик не знают правильного ответа; ученик «впереди учителя» поощрение собственных нестандартных высказываний учеников, их аргументации и степени проработанности поощрение собственных нестандартных высказываний учеников, их аргументации и степени проработанности использование активных методов обучения: деловая игра, дискуссии, конференции использование активных методов обучения: деловая игра, дискуссии, конференции
Качества творческой личности: Способность смело выбрать Достойную цель (даже если она считается нереальной) и сделать её главным вектором своей жизни, Способность видеть проблемы, решение которых необходимо и достаточно для достижения Достойной цели, Способность работать планомерно. Наличие пакета рабочих планов на неделю, месяц, год. Регулярное выполнение этих планов, Высокая работоспособность, Хорошая техника решения творческих задач, входящих в проблему, Способность отстаивать свои идеи и разработки, умение «держать удар».
Дидактические принципы Занкова и тризовские технологии 1. 1.Обучение на высоком уровне трудности 2. 2.Развитие воображения 3. 3.Развитие речи 4. 4.Развитие творческого воображения 5. 5.Методы фантастических гипотез 6. 6.Метод противоречий 7. 7.МРК – Метод Робинзона Круза 8. 8.Система, надсистема, подсистема 9. 9.Ребусы
Путешествие в мир литературы – путешествие ребенка в мир собственного творчества творческий пересказ "включение" ученика в творчество писателя создание нового текста на основе прочитанного литературного произведения
Я увидел... Я услышал... Я почувствовал... Я восхитился... развитиеэмоциональной сферы ребёнка развитиеобразногомышления развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью совершенствование и реализация потребности в общении выражениеребёнком своего отношения к происходящему к происходящему
Что делает? Что такое же? Форма: 1) …, но не… 2)…, как … Пример: Рассказывает, но не человек, Учит, но не учитель, Молчит, но не рыба. (Книга)
Где находится? На что похож? Предмет Пример: За воротами кирпич, В кирпиче – белые двери, На дверях – букашки. (Книга) На высоком полу железная рука, В железной руке тонкая чаша, В чаше той прозрачная сосулька, А внутри сосульки волос горит. (Настольная лампа)
Приёмы фантазирования Увеличить – уменьшить: Великан-Кроха Что хорошо, что плохо Наоборот Система Свойства Антисвойства Антисистема Ускорение - замедление
Системный оператор Система 1 23 Надсистема Подсистемы Пример: Система – бык, Подсистемы : Туловище – бочка, Голова – кирпич, Хвост – веник, Ноги – колышки, Уши – тряпочки. Получилась загадка: Бочка на столбах, На бочке – трава, Спереди у бочки – кирпич, а сзади веник прикручен, На кирпиче две тряпочки и уголёк, Всё на двух парах колышек стоит. (Бык)
Преимущества ТРИЗ: Не требует больших затрат времени, Можно использовать в традиционной системе обучения, Развивает фантазию, воображение у детей, Вселяет уверенность в своих силах.
Основной принцип работы учителей – научить ребенка самостоятельно думать и работать, научить учиться