Теоретический материал ГИА А3
употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений: - по форме (головка лука, зубчик чеснока, кольцо садов); - по качеству (шёлковые ресницы, тонкий слух, чёрные мысли); - по расположению (Наш вагон в хвосте поезда); - по схожести выполняемой функции функциональный перенос (дворники автомобиля, ручка с золотым пером).
отнесение признака или действия живого существа (лица) к предметам, явлениям природы, абстрактным понятиям: Ветер злится; Море смеялось и плакало.
художественное, образное определение, созданное на основе переноса значения по сходству, возникающее в сочетании с определяемым словом: зеркальная гладь воды; ядовитый взгляд. Часть эпитетов в русской речи являются постоянными, переходящими из одного высказывания, произведения в другое: солнце красное, тучи чёрные.
открытое развёрнутое сопоставление одного факта действительности с другим (обозначаемого и обозначающего) по одному или нескольким названным или неназванным признакам, несущее дополнительную информацию и помогающее наиболее полному раскрытию мысли автора, созданию нового взгляда на старое, известное. Части сравнения связываются с помощью - сравнительных союзов (как, точно, словно, будто, чем и др.): Безнравственность, как радиация, постоянно убивает общество (А. Тулеев); - специализированных слов (похожий, подобный, напоминающий и т. п.): Прошла девочка-цыганка, похожая на веник (Ю. Олеша); - формы творительного падежа обозначающего слова: Дым вился кольцами над ним; - форм степеней сравнения прилагательных и наречий: Кто на свете всех милее, всех румяней и белее? (А. Пушкин).
преувеличение размера, силы, значения, усиление признака, свойства до таких размеров, которые обычно не свойственны предмету, явлению: Сто раз уже тебе говорил; Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. Гоголь).
образное выражение, содержащее преуменьшение, ослабление свойства, качества, явления до немыслимых в реальности размеров (мальчик с пальчик, мужичок с ноготок; В двух шагах живу от школы).
«фигура речи, состоящая в повторении начальных частей (слова, словосочетания, предложения) двух или более самостоятельных отрезков речи»
повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности. Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие…
усиление значения слов благодаря эффекту нарастания. Сейте разумное, доброе, вечное…
противопоставление, основанное на параллелизме. Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень.
необычный порядок слов. При необычном порядке слов: а) подлежащее стоит после сказуемого б) прилагательное после существительного в) наречие после глагола Вот нахмурил царь брови чёрные… (Обычный порядок слов: Вот царь нахмурил брови чёрные.)
косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания Например: ночное светило = луна или "Люблю тебя, Петра творенье!"="Люблю тебя, Санкт-Петербург!"
образное обозначение предмета по одному из его признаков. Например: «Все флаги будут в гости к нам», где под "флагами" подразумеваются "корабли"
соединение слов, обозначающих два противоречащих друг другу, взаимоисключающих понятия, но дополняющих друг друга, с целью отражения сложности и противоречивости явления, кажущегося, на первый взгляд, простым, однозначным, вскрытия его диалектической сущности, в результате чего происходит смысловое усложнение и обновление впечатления: …Мучительно счастлив (А. Пушкин); Ей весело грустить (А. Ахматова); Неповторимость повторится (Н. Матвеева).