«Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школах и классах с углубленным изучением английского языка» (Starlight & Spotlight series)» Программа дополнительного профессионального педагогического образования Москва 2010
П РОГРАММА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ : учителей, работающих в классах начальной школы с углубленным изучением английского языка ; методистов региональных учреждений системы дополнительного педагогического образования ; преподавателей системы дополнительного педагогического образования, специализирующихся на методике работы в классах начальной школы с углубленным изучением английского языка ; специалистов методических служб муниципальных органов управления образованием ; руководителей образовательных учреждений начального общего образования.
Ц ЕЛЬ : оказание методической помощи в освоении ФГОС и его реализации в учебно - методических комплектах ( на примере серии учебников Starlight и Spotlight ) З АДАЧИ : 1. Разработать проблему реализации ФГОС средствами учебников английского языка нового поколения Starlight и Spotlight; 2. Планировать изучение проблемы по содержательным разделам ; 3. Выделить в проблеме такие содержательные области, как задачи и структура ФГОС, требования стандарта к преподаванию английского языка в начальной школе, требования стандарта к учебникам английского языка нового поколения, методику работы с учебниками английского языка нового поколения ; 4. Предложить формы учебной деятельности слушателей и контроля знаний в ходе повышения квалификации ; 5. Создать условия для вариативно - творческого подхода к повышению квалификации работников образования.
А КТУАЛЬНОСТЬ программа раскрывает слушателям содержание и способы реализации в педагогической деятельности ФОС начального общего образования применительно к преподаванию английского языка на примере серии учебников Starlight и Spotlight ; в результате анализа собственной педагогической деятельности, слушатели увидят возможности повышения ее эффективности и результативности ; слушатели ознакомятся с целями и задачами, общей педагогической концепцией, структурой и содержательными компонентами ФГОС начального общего образования ; у слушателей формируются практические умения реализации ФГОС в работе с серией учебников Starlight и Spotlight ; в результате изучения Программы у слушателей будет сформирована профессиональная компетенция в области внедрения и распространений основных положений ФГОС начального общего образования средствами в профессиональном сообществе на примере УМК Starlight и Spotlight.
З АДАЧИ КУРСА : изучение педагогической концепции ФОС начального общего образования в предметной области преподавания английского языка ; формирование профессиональных представлений о структуре и содержании ФГОС начального общего образования в предметной области « английский язык »; изучение, анализ и распространение собственного опыта профессиональной деятельности в области преподавания английского языка на основе ФГОС начального общего образования ; овладение новым содержанием преподавания английского языка в начальной школе в соответствии с ФГОС начального общего образования ( классы с углубленным изучением английского языка );
освоение новых методик и педагогических технологий преподавания английского языка в начальной школе в соответствии с ФОС начального общего образования ( классы с углубленным изучением английского языка ), поиск способов реализации ФОС начального общего образования средствами учебников английского языка для классов с углубленным изучением английского языка в начальной школе Starlight и Spotlight; подготовка слушателей к распространению концепции, содержания и способов реализации ФОС начального общего образования средствами учебников английского языка для классов с углубленным изучением английского языка в начальной школе Starlight и Spotlight.
Ф УНКЦИИ ПРОГРАММЫ : Мотивационно - ценностная, побуждающая слушателей в системе повышения квалификации работников образования к активному изучению структуры и содержания ФГОС и осознанию значимости этого документа. Теоретико - методологическая, создающая у работников образования научно - обоснованные представления о педагогической закономерности положений ФГОС, их научном содержании и путях практической реализации. Иформационно - методическая, формирующая у слушателей профессиональную осведомленность о целях, задачах, содержании, структуре и путях реализации ФГОС на основе современной методики преподавания английского языка в начальной школе с помощью учебников нового поколения Starlight и Spotlight, а также сформировать у них ключевые компетенции ценностно - целевого планирования учебного процесса, ориентации обучения на личностные, метапредметные и предметные результаты, а также валидного и надежного контроля знаний учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.
Организационно - планирующая, ориентирующая слушателей в содержании и структуре ФГОС, планирующая и организующая их познавательную деятельность в работе над изучением ФГОС и способов его реализации в ходе преподавания английского языка в начальной школе на материале учебников нового поколения Starlight и Spotlight. Контрольно - диагностическая, осуществляемая с помощью рекомендуемых способов проверки знаний слушателей в системе повышения квалификации работников образования по проблеме реализации ФГОС с помощью учебников английского языка Starlight и Spotlight, включая участие в интерактивной лекции и дискуссии, подготовку презентаций по разделам курса, а также выполнение заданий тестового формата.
Р АЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ : 1. Пояснительная записка. 2. Учебный план. 3. Учебно - тематический план. 4. Содержание Программы. 5. Список обязательной и рекомендуемой литературы, включая Интернет - ресурсы.
При освоении содержания модулей, слушатели получают как практическую, так и теоретическую подготовку по проблемам реализации ФГОС в учебниках Starlight и Spotlight для начальной школы. В связи с этим, они выполняют задания как проблемно-теоретического, так и учебно- практического характера. Задания выполняются как в аудитории, так и самостоятельно с использованием рекомендованной литературы и информационно- коммуникационных технологий. Программа может быть реализована в курсе повышения квалификации как аудиторного, так и дистанционного типа.
Объем учебной работы рассчитан на 72 часа, однако в случае необходимости, курс может быть сокращен до 24 часов. Краткое ознакомление с содержанием курса возможно за 12 часов. Изучение курса в объеме 72 часов предполагает полное изучение предлагаемого содержания программы, то есть, всех шести модулей, каждый из которых содержит по три темы (всего – 18 тем). Возможно самостоятельное изучение следующих тем: Основные направления реализации ФГОС (модуль 1); Предметные результаты обучения английскому языку в начальной школе (модуль 2); Основные функции программы учебного курса по английскому языку в учебниках Starlight и Spotlight для начальной школы (модуль 3); Возможности применения ИКТ в работе с УМК Starlight и Spotlight для начальной школы (модуль 4); Методика социокультурного воспитания учащихся средствами УМК Starlight и Spotlight (модуль 5); Методика развития у учащихся тестовой компетенции средствами УМК Starlight и Spotlight (модуль 6). Самостоятельное изучение тем программы предполагается с использованием методических материалов (текстов лекций и заданий к ним), размещенных на сайте.
При изучении содержания модулей 1 и 2 предполагаются проблемно-дискуссионные, теоретико-аналитические и учебно-поисковые формы обучения с использованием опубликованных материалов, ресурсов Интернет и профессионального опыта слушателей. При изучении содержания модуля 3 рекомендуются практико-аналитические формы обучения с анализом теоретического материала и структуры учебников Starlight и Spotlight для начальной школы. Модули 4, 5, 6 являются практико-ориентированными и для их изучения используются задания проектно- конструктивного типа, где слушатели знакомятся с реализацией концепции ФГОС в учебниках Starlight и Spotlight для начальной школы, а также разрабатывают методические материалы для практического воплощения идей ФГОС в своей профессиональной деятельности.
Инвариантными формами работы со слушателями являются : интерактивная лекция, анализ теоретико - практического материала, методическое моделирование, Познавательная деятельность слушателей осуществляется в формах : активной дискуссии, проблемного поиска, аналитической работы, группового проектирования, методическое сочинения ( эссе по проблеме ), индивидуальной презентации на выбранную тему, тестирование по курсу ( факультативно ).
У ЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Цель: планирование курса повышения квалификации работников образования по проблеме реализации ФГОС на материале учебников Starlight и Spotlight Категория слушателей: учителя английского языка начальной школы; методисты и преподаватели в системе дополнительного педагогического образования, специалисты методических служб муниципальных органов управления образованием и руководители образовательных учреждений
С ОДЕРЖАНИЕ П РОГРАММЫ Модуль 1. Образовательный стандарт как форма управления обучением иностранному языку в начальной школе. Тема 1.1. Развитие концепции ФГОС в российской педагогической науке как основа управления обучением английскому языку в начальной школе : - история развития ГОС в системе российского образования, - отличительные признаки первого и второго поколений ФГОС, - ФГОС и его роль в развитии российского образования. Тема 1.2. Содержание и структура ФГОС как инструмента управления обучением английскому языку в начальной школы : - содержательные компоненты ФГОС и управление обучением английскому языку в начальной школе, - структурные компоненты ФГОС и управление обучением английскому языку в начальной школе, - системно - деятельностный подход к социальному проектированию в ФГОС как форма управления обучением английскому языку. Тема 1.3. Основные направления реализации ФГОС ( учебник, практика, аттестация ) и управление обучением английскому языку в начальной школе : - реализация требований ФГОС в современных учебниках, - практическая реализация требований ФГОС в образовательном процессе, - учет требований ФГОС при аттестации учительских кадров.
Модуль 2. Требование ФГОС к результатам обучения английскому языку в начальной школе и их реализация в учебниках Starlight и Spotlight Тема 2.1. Личностные результаты обучения английскому языку в начальной школе с использованием УМК Starlight и Spotlight : - мотивация учения как личностный результат обучения английскому языку в начальной школе, - мировоззрение учащихся как личностный результат обучения английскому языку в начальной школе, - социальные компетенции как личностный результат обучения английскому языку в начальной школе. Тема 2.2. Метапредметные результаты обучения английскому языку в начальной школе, получаемые с помощью УМК Starlight и Spotlight : - овладение универсальными учебными действиями, - овладение ключевыми компетенциями, - овладение межпредметными понятиями и знаниями. Тема 2.3. Предметные результаты обучения английскому языку в начальной школе на основе работы с УМК Starlight и Spotlight : - овладение коммуникативной компетенцией, - овладение умениями преобразовывать коммуникативную ситуацию, - овладение системными языковыми знаниями и представлениями.
Модуль 3. Требования ФГОС к программе учебного курса по английскому языку в учебниках Starlight и Spotlight для начальной школы Тема 3.1. Содержание и структура учебной программы в соответствии с требованиями ФГОС и ее отражение в УМК Starlight и Spotlight: - структура образовательной программы УМК Starlight и Spotlight в соответствии с требованиями ФГОС, - содержание учебного процесса средствами УМК Starlight и Spotlight на ступени начального общего образования и их соответствие требованиям ФГОС, - обусловленное ФГОС содержание обязательной и формируемой участниками образовательного процесса частей учебной программы в УМК Starlight и Spotlight. Тема 3.2. Содержание и структура программы по английскому языку для начальной школы в УМК Starlight и Spotlight: - компоненты программы по английскому языку для начальной школы на материале учебников Starlight и Spotlight, - характеристика коммуникативных учебных действий учащихся на материале учебников Starlight и Spotlight, - универсальные учебные действия учащихся в работе с учебниками Starlight и Spotlight. Тема 3.3. Основные функции программы учебного курса по английскому языку в учебниках Starlight и Spotlight для начальной школы - ориентирующая функция программы учебного курса по английскому языку на материале учебников Starlight и Spotlight в начальной школе, - планирующая функция программы учебного курса по английскому языку на материале учебников Starlight и Spotlight в начальной школе, - прогнозирующая функция программы учебного курса по английскому языку на материале учебников Starlight и Spotlight в начальной школе.
Модуль 4. Учебно - методическое и мультимедийное обеспечение реализации ФГОС в учебниках Starlight и Spotlight для начальной школы Тема 4.1. Структура УМК Starlight и Spotlight для начальной школы и ее соответствие требованиям ФГОС к учебным программам - структурные компоненты УМК Starlight и Spotlight для начальной школы, - модульная структура учебника Starlight и Spotlight для начальной школы, - книга для учителя и рабочая тетрадь в УМК Starlight и Spotlight для начальной школы. Тема 4.2. Мультимедийное приложение в УМК Starlight и Spotlight для начальной школы и требования ФГОС к использованию ИКТ в начальной школе - содержание мультимедийного приложения к УМК Starlight и Spotlight для начальной школы, - методика работы с интерактивной доской в УМК Starlight для начальной школы, - интерактивная доска как средство организации групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке с применением УМК Starlight для начальной школы. Тема 4.3. Возможности применение ИКТ в работе с УМК Starlight и Spotlight для начальной школы и требования ФГОС к обучению в информационно - образовательной среде - творческий подход к применению ИКТ в работе с УМК Strlight и Spotlight для начальной школы, - возможности использования « социальных сервисов » в работе с УМК Starlight и Spotlight для начальной школы, - методика применение мобильных телефонов и SMS- сообщений (texting) в работе с УМК Starlight и Spotlight для начальной школы.
Модуль 5. Методика формирования языковых навыков, коммуникативных умений и социокультурной осведомленности учащихся начальной школы средствами учебников Starlight и Spotlight в соответствии с ФГОС Тема 5.1. Методика формирования коммуникативной компетенции в УМК Starlight и Spotlight для начальной школы и требования ФГОС к достижению предметных результатов обучения - формирование коммуникативной компетенции учащихся в говорении средствами УМК Starlight и Spotlight для начальной школы, - формирование коммуникативной компетенции учащихся в слушании средствами УМК Starlight и Spotlight для начальной школы, - формирование коммуникативной компетенции учащихся в чтении средствами УМК Starlight и Spotlight для начальной школы, - формирование коммуникативной компетенции учащихся в письме средствами УМК Starlight и Spotlight для начальной школы. Тема 5.2. Методика формирования языковой компетенции учащихся начальной школы средствами УМК Starlight и Spotlight и требования ФГОС к достижению предметных результатов обучения - формирование грамматических навыков учащихся начальной школы средствами УМК Starlight и Spotlight, - формирование лексических навыков учащихся начальной школы средствами УМК Starlight и Spotlight, - формирование орфографических навыков учащихся начальной школы средствами УМК Starlight и Spotlight. Тема 5.3. Методика социокультурного воспитания учащихся средствами УМК Starlight и Spotlight и требования ФГОС к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения - ценностно-ориентированное содержание УМК Starlight и Spotlight для начальной школы, - социокультурное содержание УМК Starlight и Spotlight для начальной школы, - методические подходы к воспитанию учащихся на материале родной и иной культуры средствами УМК Starlight и Spotlight для начальной школы.
Модуль 6. Методика контроля соответствия результатов обучения требованиям ФГОС в учебниках Starlight и Spotlight для начальной школы. Тема 6.1. Методика контроля знаний в УМК Starlight и Spotlight для начальной школы и требования ФГОС к достижению метапредметных результатов обучения - основные форматы тестовых заданий для контроля коммуникативной компетенции учащихся, - форматы тестовых (контролирующих) заданий в УМК Starlight и Spotlight для начальной школы, - специфика тестовых заданий для контроля овладения учащимися говорением, слушанием, чтением и письмом в УМК Starlight и Spotlight для начальной школы. Тема 6.2. Методика развития у учащихся начальной школы самоконтроля знаний средствами УМК Starlight и Spotlight и требования ФГОС к достижению метапредметных результатов обучения - самоконтроль знаний учащимися в структуре УМК Starlight и Spotlight для начальной школы, - приемы самоконтроля знаний учащимися в структуре УМК Starlight и Spotlight для начальной школы, - обучающая функция самоконтроля знаний учащимися в структуре УМК Starlight и Spotlight для начальной школы. Тема 6.3. Методика развития у учащихся начальной школы тестовой компетенции средствами УМК Starlight и Spotlight и требования ФГОС к достижению метапредметных результатов обучения - понятие тестовой компетенции учащихся в современной методике обучения английскому языку, - содержание тестовой компетенции учащихся в УМК Starlight и Spotlight для начальной школы, - развитие тестовой компетенции учащихся средствами УМК Starlight и Spotlight в контексте подготовки к тестовым испытаниям.
П РИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ Федеральный государственный образовательный стандарт как форма социального проектирования образования в России. Федеральный государственный образовательный стандарт для начальной школы и личностные результаты обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт для начальной школы и метапредметные результаты обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт для начальной школы и предметные результаты обучения. Требования ФГОС к итоговой оценке освоения учащимися содержания образования. Требования ФГОС к структуре программы предметного образования по английскому языку в начальной школе. Требования ФГОС к организации предметного образования по английскому языку в начальной школе. Требования ФГОС к информационной среде предметного образования по английскому языку в начальной школе. Ориентированное на ФГОС формирование коммуникативной компетенции учащихся (по видам речевой деятельности) средствами учебников Starlight и Spotlight для начальной школы. Ориентированное на ФГОС тестирование учащихся на материале учебников Starlight и Spotlight для начальной школы. Контроль предметных результатов обучения учащихся начальной школы английскому языку средствами учебников Starlight и Spotlight для начальной школы. Контроль метапредметных результатов обучения учащихся начальной школы английскому языку средствами учебников Starlight и Spotlight для начальной школы. Формирование тестовой компетенции учащихся начальной школы средствами учебников Starlight и Spotlight для начальной школы. Использование мультимедийных средств обучения учащихся начальной школы английскому языку с использованием учебников Starlight и Spotlight для начальной школы.
В ОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И ДИСКУССИЙ Для чего нужно социальное проектирование образования ? Почему формой социального проектирования образования выбран образовательный стандарт ? Чем отличаются стандарты второго поколения от ранее существовавших нормативных документов ? Почему ФГОС ориентирует участников педагогического процесса на личностные, метапредметные и предметные результаты ? Какие результаты образовательного процесса является предметом контроля в соответствии со стандартом и почему ? Как организовать формирование коммуникативной компетенции учащихся по английскому языку в соответствии с требованиями ФГОС ? Как эффективно использовать УМК Starlight и Spotlight для получения у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов образовательного процесса ? Как эффективно формировать у учащихся тестовую компетенцию с использованием УМК Starlight и Spotlight для начальной школы ? Как реализовать требования ФГОС о создании мультимедийной среды в обучении учащихся начальной школы английскому языку средствами учебников Starlight и Spotlight для начальной школы ? Как контролировать получение у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов на материале учебников Starlight и Spotlight для начальной школы ?