«Развитие слухового внимания и памяти в процессе индивидуальной работы».
В специальной литературе, посвящённой преодолению речевых нарушений, отмечается, что для успешной коррекции звукопроизношения необходимо работать не только над постановкой и автоматизацией звука, но и одновременно над развитием фонематического восприятия. Фонематическое восприятие является важнейшим стимулом формирования нормативного произношения. Кроме того с первых занятий необходимо проводить работу по развитию слухового внимания и памяти, ведь неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.
Игры и игровые упражнения для развития слухового внимания и памяти можно включать в различные этапы работы над звуком, начиная от постановки и заканчивая дифференциацией. На начальном этапе работы, используются игры на различение неречевых и речевых звуков.
Игры на различение неречевых звуков Для проведения игр используются Звучащие шары Шумовые кирпичики Коробочки от «киндер- сюрпризов» ИГРЫ: «Подбери пару», «Какой кирпичик звучит», «Выбери нужную коробочку».
Игры на различение речевых звуков Для проведения игр используются колокольчики Задача ребенка выделить заданный звук среди других звуков, из слогов, из слов и показать логопеду сигналом, что он этот звук услышал.
Использование игровых приёмов на уровне слога, слова Игра «Скажи наоборот» Логопед произносит цепочку из двух слогов или слов и предлагает ребёнку поменять их местами. сапоги- санки санки - сапоги сок-сом сом-сок суп-сумка сумка-суп Если возникают затруднения при выполнении задания, можно использовать предметный материал (игрушки, картинки) или дать ребёнку образец речи.
Игра «Какое слово добавилось?» Логопед называет два слова и сообщает ребёнку, что сейчас к ним добавится третье. Задача ребёнка услышать и назвать это слово. вкус-укусвкус-укус-кокос квас-ананаскомпас- квас- ананас овёс-насосовёс- пёс- насос
Игра «Какого слова не стало?» Логопед называет три слова и сообщает ребёнку, что при повторе одно из слов исчезнет. Задача ребёнка запомнить и назвать это слово. весы-осы- носыосы- носы косы- носок - бусыкосы- носок гусак-посуда – насыпь гусак - насыпь
Игра «Друг за другом повтори» Логопед называет цепочки из трёх слов, каждый раз заменяя первое. Задача ребёнка повторить цепочку слов. спать- стоять-скакать стоять- скакать- таскать скакать- таскать- искать Игру можно усложнить, используя цепочку из четырёх-пяти слогов или слов.
Использование игровых приёмов на уровне словосочетаний Игра «Друг за другом повтори» Логопед называет словосочетания по цепочке. Задача ребёнка верно воспроизвести цепочку. Вкусный сок- усатый сом Усатый сом- сонный гном Сонный гном- сундук со сказками
Использование игровых приёмов на уровне предложений Игра «У соседа в сундуке» Задача ребёнка каждый раз наращивать предложения, добавляя новые слова со звуком с. У соседа в сундуке ананас. У соседа в сундуке ананас и кокос. У соседа в сундуке ананас, кокос и компас. Важным является точное воспроизведение слов в предложении.
Важно помнить, что дошкольники любят играть. И чем больше игровых приемов использует на своём занятии логопед, тем охотнее дети бегут в его кабинет и успешнее итог коррекционной работы. Спасибо за внимание! Успехов в работе! Подготовила учитель –логопед Рогожина О.А