П ЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Презентацию подготовила: И.Н.Яконюк, зам. заведующего по УВР, 1 кв.к. МКДОУ ХМР «Детский сад «Светлячок» д. Шапша»
П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - Совокупность психолого – педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; организационно – методический инструментарий педагогического процесса. (Лихачев) - Описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.Волков) - Содержательная техника реализации - учебного процесса (Беспалько)
Современные образовательные технологии Частнопредметная употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя). Общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса. Локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно- воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология занятия, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самост. работы и др.)
Основные качества современных образовательных технологий Структура педагогической технологии: а) концептуальная основа; б) содержательная часть обучения: цели обучения; содержание учебного материала; в) процессуальная часть (технологический процесс): организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности школьников; методы и формы работы педагога; деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала; диагностика образовательного процесса.
ПРИНЦИПЫ: Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Управляемость. Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами и методами с целью коррекции результатов.
Воспроизводимость. Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Классификации педагогических технологий Типы технологий, характеризующихся отношением взрослых к ребенку : 1.Авторитарные технологии – жестокая организация школьной (дошкольной) жизни, подавление инициативы и самостоятельности воспитанников, применение требований и принуждения. 2. Личностно – ориентированные – в центре образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.
4. Технологии сотрудничества – демократизм, равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка (совместная развивающая деятельность детей и взрослых, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности). 5. Технология свободного воспитания – представление ребенку свободы выбора и самостоятельности. 3. Гуманно – личностные технологии – всестороннее уважение и любовь к ребенку, оптимистическая вера в его творческие силы, отвергают принуждение.
Инновационные технологии для ДОУ проблемной обучение развивающее обучение
Новые педагогические технологии в образовании дошкольников В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Основная задача – сформировать у воспитанников навык самостоятельной работы со знаниями. Использование проблемно – поисковых технологий (проблемное обучение, поисковая и исследовательская деятельность) и технология проектирования.
Основная особенность экспериментирования (опыта): ребенок познает объект в ходе практической деятельности. В процессе экспериментирования дети учатся: - видеть и выделять проблему; - принимать и ставить цель; - анализировать объект или явление; - выделять существенные признаки и связи; - сопоставлять различные факты; - выдвигать гипотезы, предположения; - отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; - осуществлять эксперимент; - делать выводы; - фиксировать действия и результаты графически.
Педагогам необходимо создавать условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Ребенок сам ищет ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость в случае успешного решения задачи, одобрение взрослых – создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к активному поиску нового.
Развивается творческое воображение, как направление интеллектуального и личностного развития; коммуникативность – способность общаться со взрослыми и сверстниками; способность к рефлексии – как одно из главных личностных качеств; понимание и осознание себя (действий, поведения, речи, чувств, состояний, способностей).
Спасибо за внимание!