0 Об использовании информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти Министр информационных технологий и связи Российской Федерации Л.Д.Рейман Заседание Правительства Российской Федерации 16 декабря 2004 г.
1 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – ОСНОВА РОСТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Цели использования ИТ в деятельности федеральных органов государственной власти* Совершенствование системы подготовки и принятия решений внедрение информационно-аналитических систем мониторинга и планирования деятельности органов власти по достижению приоритетных целей социально-экономического развития Повышение производительности труда работников федеральных органов государственной власти перевод всего бумажного потока в электронный вид, внедрение систем электронного документооборота Обеспечение нового качества и доступности предоставляемых государственных услуг развитие и интеграция ведомственных информационных систем между собой для предоставления услуг на принципах «одного окна», а также через сеть Интернет Обеспечение информационной открытости деятельности органов государственной власти создание ведомственных интернет-сайтов и центров телефонного обслуживания населения Повышение эффективности управления административно- хозяйственной деятельностью внедрение комплексных информационных систем управления финансовыми, кадровыми, материально-техническими ресурсами В соответствии с концепцией использования ИТ в деятельности ФОГВ, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г.
2 отток квалифицированных ИТ-специалистов управленческого звена в силу потери статуса или полного сокращения профильных подразделений невозможность восстановить контроль за ведомственными системами и обеспечить их надлежащее обслуживание полная или временная приостановка ИТ-проектов, финансируемых из бюджетных средств рост доли средств международных займов в структуре ведомственных расходов на ИТ отсутствие для большинства органов власти ведомственных программ внедрения ИТ и несоответствие уже принятых их новому статусу и функциям утрата многими ведомствами возможности использовать внебюджетные средства на внедрение ИТ отток квалифицированных ИТ-специалистов управленческого звена в силу потери статуса или полного сокращения профильных подразделений невозможность восстановить контроль за ведомственными системами и обеспечить их надлежащее обслуживание полная или временная приостановка ИТ-проектов, финансируемых из бюджетных средств рост доли средств международных займов в структуре ведомственных расходов на ИТ отсутствие для большинства органов власти ведомственных программ внедрения ИТ и несоответствие уже принятых их новому статусу и функциям утрата многими ведомствами возможности использовать внебюджетные средства на внедрение ИТ ОСНОВНЫЕ ИТОГИ 2004 ГОДА Административная реформа Факторы негативного влияния: изменение структуры федеральных органов исполнительной власти разделение функций государственного управления внедрение новых механизмов государственного управления, административных регламентов и стандартов государственных услуг Ранее сложившийся разрыв между ведомствами в области использования ИТ еще больше усилился и продолжает стремительно расти Эффективность ведомственных расходов на ИТ существенно снизилась По большинству показателей использования ИТ отсутствует заметный прогресс, по некоторым ситуация даже ухудшилась Ранее сложившийся разрыв между ведомствами в области использования ИТ еще больше усилился и продолжает стремительно расти Эффективность ведомственных расходов на ИТ существенно снизилась По большинству показателей использования ИТ отсутствует заметный прогресс, по некоторым ситуация даже ухудшилась
3 СОСТАВ ИТ-ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Интеграционные системы Системы и компоненты информационной безопасности Системы и компоненты информационной безопасности Системы ведения государственных информационных ресурсов Системы электронного документо- оборота Системы электронного документо- оборота Системы аналитической поддержки Системы аналитической поддержки Системы управления финансами, кадрами, МТР Компьютерное оборудование Телекоммуникационная инфраструктура и среда электронного межведомственного взаимодействия Базовое программное обеспечение Системы взаимодействия с населением и организациями (интернет-сайты и центры телефонного обслуживания)
4 ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА Основные проблемы:Основные проблемы: К сетям обмена электронными данными подключены только 35% ПК Доступ к сети Интернет (с учетом территориальных подразделений) имеет только 1% сотрудников Только 50% ведомств ведут работы по формированию территориально-распределенных сетей, при этом ни одно из них не решило эту задачу в полном объеме Создаются дублирующиеся ведомственные сети передачи данных Отсутствует телекоммуникационная инфраструктура обеспечения межведомственного информационного обмена Не создана инфраструктура удостоверяющих центров в области электронной цифровой подписи Интеграция Инф. безопасн. ОГИРСЭДОИАССУР ПК Телеком Базовое ПО Интернет-сайты и ЦТО
5 КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Основные проблемы:Основные проблемы: Уровень обеспечения работников современными ПК остается в целом недостаточным и значительно различается по ведомствам Около 20% используемых ПК приобретены за счет внебюджетных средств и не стоит на балансе ведомств 30% ПК морально устарели и не соответствуют современным требованиям В большинстве ведомств отсутствуют вычислительные ресурсы, необходимые для решения возложенных на них задач Инф. безопасн. Интеграция ОГИРСЭДОИАССУР Телеком Компьютерное оборудование Интернет-сайты и ЦТО
6 БАЗОВОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Основные проблемы:Основные проблемы: Значительная доля ПО используется без приобретения соответствующих лицензий Не приняты решения относительно использования ПО с открытым кодом Отсутствует единая политика лицензирования и приобретения базового ПО Сложность централизованного администрирования базового ПО из-за большого разнообразия используемых продуктов Интеграция Инф. безопасн. ОГИРСЭДОИАССУР ПК Телеком Базовое ПО Интернет-сайты и ЦТО
7 СИСТЕМЫ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ Основные проблемы:Основные проблемы: Централизованные на федеральном уровне государственные информационные ресурсы в большинстве случаев отсутствуют или только начинают формироваться Отсутствуют эталонные базы по основным объектам учета: населению, объектам недвижимости и др. Отсутствует доступ к государственным информационным ресурсам на межведомственном уровне, что приводит к дублированию при сборе и хранении данных Интеграция Инф. безопасн. ОГИРСЭДОИАССУР ПК Телеком Базовое ПО Интернет-сайты и ЦТО
8 СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА Основные проблемы:Основные проблемы: Используемые системы документооборота реализуют в основном функции учета документов и их движения, а также функции хранения электронных копий документов Только в 10% ведомств электронный документооборот доходит до конечных исполнителей и практически нигде он полностью не исключил движения бумажных копий Система межведомственного электронного документооборота охватывает только 15% ведомств и практически не используется Интеграция Инф. безопасн. ОГИРСЭДОИАССУР ПК Телеком Базовое ПО Интернет-сайты и ЦТО
9 ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Основные проблемы:Основные проблемы: Ни одно из ведомств не имеет комплексной аналитической системы, обеспечивающей поддержку принятия управленческих решений по основным направлениям его деятельности Используемые системы практически во всех случаях не поддерживают функции управления по результатам Системы не интегрированы с базами данных государственной статистики Практически не применяются автоматизированные технологии прогнозирования и моделирования Интеграция Инф. безопасн. ОГИРСЭДОИАССУР ПК Телеком Базовое ПО Интернет-сайты и ЦТО
10 СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ: КАДРАМИ, ФИНАНСАМИ, МТР Основные проблемы:Основные проблемы: Практически все используемые системы поддерживают лишь простейшие учетные функции Ни одна из используемых систем не реализует полный цикл управления каждым видом ресурса Системы не интегрированы между собой и как следствие не обеспечивают комплексный подход к управлению ресурсами ведомства Системы не интегрированы на межведомственном уровне Интеграция Инф. безопасн. ОГИРСЭДОИАССУР ПК Телеком Базовое ПО Интернет-сайты и ЦТО
11 СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С НАСЕЛЕНИЕМ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ Основные проблемы:Основные проблемы: 40% ведомств не имеют своих интернет-сайтов Существующие ведомственные интернет-сайты находятся на начальном этапе своего развития, 80% из них не обеспечивает размещения всей необходимой информации о деятельности органа власти и ее оперативного обновления Отсутствует информация о возможности получения государственных услуг За исключением заполнения налоговых деклараций государственные услуги не предоставляются удаленно через Интернет Отсутствуют механизмы сбора и обработки обращений граждан в электронном виде Отсутствуют технологии информационно-справочного обслуживания населения по вопросам взаимодействия с органами власти Интеграция Инф. безопасн. ОГИРСЭДОИАССУР ПК Телеком Базовое ПО Интернет-сайты и ЦТО
12 ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Основные проблемы:Основные проблемы: Отсутствуют единые стандарты и требования Отсутствуют категоризация объектов по уровню обеспечения информационной безопасности Отсутствует процедура контроля соблюдения требований информационной безопасности и аттестации объектов на предмет соответствия им Отсутствует единая система контроля и протоколирования действия пользователей и администраторов ключевых государственных информационных ресурсов Существующий уровень обеспечения информационной безопасности остается крайне низким и недостаточным для эффективного развития государственных информационных систем и ресурсов Интеграция Инф. безопасн. ОГИРСЭДОИАССУР ПК Телеком Базовое ПО Интернет-сайты и ЦТО
13 ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ Основные проблемы:Основные проблемы: Отсутствуют единые стандарты интеграции и обеспечения информационного взаимодействия ведомственных систем между собой Не решен вопрос о размещении и обслуживании технологических компонентов, обеспечивающих межведомственное информационное взаимодействие Практически все межведомственные проекты в настоящее время приостановлены Интеграция Инф. безопасн. ОГИРСЭДОИАССУР ПК Телеком Базовое ПО Интернет-сайты и ЦТО
14 ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ Определение принципов обеспечения согласованного и взаимоувязанного развития государственных информационных систем Разработка архитектуры электронного правительства Разработка методики подготовки ведомственных ИТ-программ Образование комиссии по рассмотрению ведомственных ИТ-программ Разработка ведомственных ИТ-программ Формирование единого плана по созданию электронного правительства Унификация ведомственных ИТ- программ и их увязка с целями и показателями результативности деятельности органов власти Обеспечение контроля качества, координации и мониторинга реализации ведомственных ИТ- программ Определение приоритетных направлений, задач и проектов использования ИТ, оценка возможного эффекта соответствующих бюджетных расходов Определение приоритетов бюджетного финансирования программ внедрения ИТ Цель Сроки Март 2005 г. Результат Март 2005 г. Сентябрь 2005 г.Декабрь 2005 г. Архитектура электронного правительства. Методика по разработке ведомственных ИТ-программ КомиссияВедомственные ИТ-программы Результаты их рассмотрения Единый план построения электронного правительства