Наглядность в обучении истории
Литература Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. М.: Владос, Никифоров Д.Н., Скляренко Н.Ф. Наглядность в преподавании истории и обществоведения. М.: Просвещение, Сазонов Т.А. Из опыта применения наглядных пособий в обучении истории. М., 1963.
Наглядным называется обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Начиная с ранней стадии сознания и до высшей, понятия и абстрактные положения осмысливаются легче, если они подкрепляются конкретными фактами и образами.
Принцип наглядности: «…все, что только можно представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» Я. Коменский
Факторы наглядности обучения 1. Наглядность обучения вытекает из того, что оно выступает для учащихся как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий.
Факторы наглядности обучения 2. Познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия. К.Д. Ушинский писал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются. Чем больше органов чувств принимает участие в познании, тем больше в сознании появляется впечатлений, которые потом ложатся в механическую память и в дальнейшем легче вспоминаются
Факторы наглядности обучения 3. Наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному. На ранних этапах ребёнок мыслит больше образами, чем понятиями. С другой стороны, понятия и абстрактные положения осмысливаются учащимися легче, если они подкрепляются конкретными фактами. Однако и на более высоких стадиях развития мышление не может отрываться от конкретных фактов и образов.
Факторы наглядности обучения 4. Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более лёгким. Многие сложные теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными для учащихся.
К.Д. Ушинский: «Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету»
При использовании наглядных методов в обучении необходимо учитывать ряд следующих условий: 1) наглядность, которая применяется учителем, должна точно соответствовать возрасту учащихся; 2) наглядность должна использоваться в меру и демонстрировать ее следует постепенно и только в соответствующий по содержанию момент урока; 3) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть со своих рабочих мест демонстрируемый предмет; 4) необходимо четко и явно выделять главное или самое существенное при показе иллюстраций; 5) следует заранее детально продумывать пояснения, которые сопутствуют демонстрации явлений; 6) демонстрируемая учителем наглядность должна точно соответствовать содержанию материала; 7) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации при составлении наглядного пособия или в демонстрационном устройстве.
Существует большое разнообразие видов наглядности и их классификаций.
Классификация наглядных средств обучения по внешним признакам: Печатные Экранные Звуковые
Классификация наглядных средств обучения по их содержанию: 1. Естественная монументальная наглядность: подлинные монументальные исторические памятники прошлого и памятные места (пирамиды древнего Египта, Колизей, Софийский собор в Новгороде, Красная площадь в Москве и др.);
2. Подлинные предметы материальной культуры (археологические находки, вещественные остатки: орудия труда, зерна, плоды, кости, денежные знаки, оружие, украшения и др.); 3.Специально изготовленная предметная наглядность (макеты, модели, реконструкции предметов быта, труда);
4.Изобразительная наглядность (учебные карты, репродукции); 5.Условно-графическая наглядность (схематические рисунки, исторические карты, аппликации, схемы, графики, диаграммы); 6.Технические средства обучения (ТСО): кинофильмы (кинофрагменты), диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, компакт-диски (аудио, компьютерные).
Классификация по содержанию и характеру изображаемого материала. Она делит наглядности на три группы
1. Изобразительная наглядность, в которой значительное место занимают: работа с мелом и доской; репродукции картин; фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры; учебные картины - специально созданные художниками или иллюстраторами для учебных текстов; рисунки и аппликации; видеофрагменты; аудиофрагменты; видеофильмы (в т.ч. аудио и видеосюжеты).
2. Условно-графическая наглядность, которая представляет собой своеобразное моделирование, куда входят: таблицы; схемы; блок-схемы диаграммы; графики; карты; картосхемы; планшеты.
3. Предметная наглядность, которая включает: музейные экспонаты; макеты; модели.