Психологические особенности старшего школьного возраста Задача возраста – формирование идентичности Ведущая деятельность – учебно-профессиональная Ориентация на общественные ценности
Психологические особенности старшего школьного возраста Изменения в мотивационно - потребностной сфере (преобладание учебных мотивов и потребности в самоактуализации) Формирование жизненных планов, временная перспектива Новообразование – готовность к самоопределению
Личностное и профессиональное самоопределение Самоопределение – нахождение ответа на вопрос о смысле своего существования. Потребность в самоопределении – это потребность в формировании определенной смысловой системы, в которой слиты представления о мире и о себе самом;
Личностное самоопределение Личностное самоопределение - определение себя относительно выработанных в обществе критериев становления личности и дальнейшая действенная реализация себя на основе этих критериев На основе личностного самоопределения складываются требования к профессии
Личностное самоопределение Социальное самоопределение Профессиональное самоопределение
Профессиональное самоопределение - выбор и реализация способа взаимодействия с окружающим миром и нахождение смысла в этой деятельности Важный фактор, влияющий на формирование профессионального самоопределения – коммерциализация отношений в обществе
Личностные факторы, способствующие успешному самоопределению Позитивное представление о себе Внутренний локус контроля (активная позиция) Развитая рефлексия Развитые предвосхищающие способности
Внешние факторы, способствующие успешному самоопределению Возможность свободного выбора Наличие и предъявление общественных ценностей, нравственных норм и образцов поведения. Проблемная ситуация (столкновение ценностей «Я» и «ДРУГИЕ») Материально-экономические факторы (роль до конца не определена)
Факторы, препятствующие успешному самоопределению Внешние причины Материальные обстоятельства Резкие перемены в образе жизни Ухудшение состояния здоровья близких людей Проблемы в общении со значимыми людьми
Факторы, препятствующие успешному самоопределению Внутренние причины Представление об отсутствии способностей или качеств, необходимых для достижения цели Неуверенность в себе Стремление уйти от действительности
ВНИМАНИЕ! Переживание психологического барьера всегда связанно с отрицательными эмоциональными состояниями (фрустрация, стресс)
Помощь в самоопределении Информирование об устройстве современного общества и способах движения в нем Формирование образа будущей жизни Помощь в построении жизненного плана
Роль взрослых в формировании способности к самоопределению: Взрослые должны быть чувствительны к ребенку (слышать просьбу и чувства), но ждать запроса на помощь от ребенка Уважение к ребенку и признание его права на выбор и ошибку Взрослый – носитель общественных норм и ценностей Стимулировать ребенка к поиску и анализу информации
Роль взрослых в формировании способности к самоопределению: Стимулирование принятия ответственности на себя при самоопределении в проблемной ситуации Помощь в простраивании перспектив при принятии решения Создание атмосферы принятия и поддержки при принятии ребенком решения и его реализации
Спасибо за внимание!