Адаптация учащихся к условиям обучения в 5 классе.
Ведущая деятельность Психологические новообразования (основной вид деятельности для каждого возрастного периода развития ребенка) Эмоциональное общение ребенка со взрослым - от рождения до1 года Эмоциональное общение ребенка со взрослым - от рождения до1 года Предметно – манипулятивная деятельность- от 1 года до 3 лет Предметно – манипулятивная деятельность- от 1 года до 3 лет Игровая деятельность – от 3 лет до 6 лет Игровая деятельность – от 3 лет до 6 лет Учебная деятельность - от 6 до лет Учебная деятельность - от 6 до лет Интимно- личностное общение подростков – от 11 лет до лет Интимно- личностное общение подростков – от 11 лет до лет
Переход от младшего школьного к младшему подростковому возрасту. ведущей деятельности социальная ситуация лет Кризис развития означает переход от одного этапа психического развития ребенка к другому. Он возникает на стыке возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. Переход от младшего школьного к младшему подростковому возрасту. Смена ведущей деятельности Новая социальная ситуация
Новая социальная ситуация Трудности: очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого); очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого); непривычное расписание (новый режим); непривычное расписание (новый режим); много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены новые дети в классе (или я сам в новом классе); новые дети в классе (или я сам в новом классе); новый классный руководитель; новый классный руководитель; в средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими; в средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими; проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате). проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате).
Новая социальная ситуация Трудности: возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать; возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать; возросший объем работы как на уроке, так и дома; возросший объем работы как на уроке, так и дома; новые, непривычные требования к оформлению работ; новые, непривычные требования к оформлению работ; необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней. необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.
Возрастные психологические особенности подростков Смена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения Смена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения Обретение чувства взрослости через отчуждение от всех и поиска своего «Я» Обретение чувства взрослости через отчуждение от всех и поиска своего «Я» Переход на формально-логическое мышление Переход на формально-логическое мышление
Качественные изменения появляются намного быстрее, чем в другое время Половое созревание обуславливает телесные и эмоциональные перемены Половое созревание обуславливает телесные и эмоциональные перемены Новым становится мышление (формально-логическим) Новым становится мышление (формально-логическим) Меняется социальный статус (ученик начальной школы – ученик средней школы) Меняется социальный статус (ученик начальной школы – ученик средней школы) Происходит частичное разрушение имеющегося образа «Я»
Признаки наступления подросткового кризиса: Стремление к нарушению социальных норм; Стремление к нарушению социальных норм; Повышенная эмоциольнальная чувствительность; Повышенная эмоциольнальная чувствительность; Снижение успеваемости Снижение успеваемости
Стремление к нарушению социальных норм Игнорирование слов взрослых, отворачиваются, не общаются; Игнорирование слов взрослых, отворачиваются, не общаются; Нежелание сидеть за одной партой с тем, кто ему не нравится; Нежелание сидеть за одной партой с тем, кто ему не нравится; Избыточная активность в столовой (кидаются едой, подсаливают пищу друг другу…); Избыточная активность в столовой (кидаются едой, подсаливают пищу друг другу…); Демонстративно не убирают посуду в столовой; Демонстративно не убирают посуду в столовой; Отказ одевать школьную форму; Отказ одевать школьную форму; Шумное поведение в актовом зале во время концертов… Шумное поведение в актовом зале во время концертов…
Повышенная эмоциольнальная чувствительность Трудно соблюдать школьные правила в конце дня; Трудно соблюдать школьные правила в конце дня; Тяжело приступить к самоподготовке; Тяжело приступить к самоподготовке; Отказ от выполнения инструкций(«Я не буду это делать. Это тупо»); Отказ от выполнения инструкций(«Я не буду это делать. Это тупо»); Обида, агрессия Обида, агрессия Головные и желудочные боли; Головные и желудочные боли; Слезы даже при небольших проблемах… Слезы даже при небольших проблемах…
Снижение успеваемости Формирование новой социальной роли – учени- ка средней школы (много учителей, разные требования…); Формирование новой социальной роли – учени- ка средней школы (много учителей, разные требования…); Требование более высокой самостоятельности; Требование более высокой самостоятельности; Большее количество устных заданий; Большее количество устных заданий; Мысль «Зачем учиться?»; Мысль «Зачем учиться?»; Сомнение в познавательных возможностях; Сомнение в познавательных возможностях; Восприятие оценки, как наказание, проблемы, тяжелого события… Восприятие оценки, как наказание, проблемы, тяжелого события…
Рекомендации по организации работы с пятиклассниками в начале учебного года
Меры, облегчающие знакомство детей друг с другом и учителей с детьми: Учитель может одевать визитную карточку Учитель может одевать визитную карточку Чтобы знакомство произошло быстрее, а учителя запомнили имена детей, можно сделать визитки для всех учеников Чтобы знакомство произошло быстрее, а учителя запомнили имена детей, можно сделать визитки для всех учеников Кл. руководителю следует встретится до первого сентября с новенькими Кл. руководителю следует встретится до первого сентября с новенькими Можно организовать знакомство в неформальной обстановке или какую-нибудь совместную деятельность Можно организовать знакомство в неформальной обстановке или какую-нибудь совместную деятельность
Меры, способствующие организации работы в классе: Учителям следует «переключиться», настроится на возрастные особенности пятиклассников Учителям следует «переключиться», настроится на возрастные особенности пятиклассников Всем учителям надо прийти на первое родительское собрание и ознакомить родителей с программой и требованиями по предмету. Всем учителям надо прийти на первое родительское собрание и ознакомить родителей с программой и требованиями по предмету. Рекомендуется в течении первого месяца учебы проверять готовность ребенка к уроку: учебные пособия, тетради… (дисциплинарная тетрадь) Рекомендуется в течении первого месяца учебы проверять готовность ребенка к уроку: учебные пособия, тетради… (дисциплинарная тетрадь) Учителям-предметникам следует согласовывать свою работу, равномерно распределяя учебную нагрузку к домашним заданиям Учителям-предметникам следует согласовывать свою работу, равномерно распределяя учебную нагрузку к домашним заданиям
Меры, способствующие снижению тревожности у детей: На первой неделе провести экскурсию по школе, показать расположение кабинетов На первой неделе провести экскурсию по школе, показать расположение кабинетов Согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования Согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования Можно провести беседу для чего нужен дневник и провести работу по ведению дневника Можно провести беседу для чего нужен дневник и провести работу по ведению дневника Желательно обеспечить каждого ученика информацией о телефонах, днях рождениях и именах и отчествах родителей. Желательно обеспечить каждого ученика информацией о телефонах, днях рождениях и именах и отчествах родителей. Можно провести специальные мероприятия (тематические кл. часы, занятия с психологом), снимающие основные проблемы общения детей внутри класса Можно провести специальные мероприятия (тематические кл. часы, занятия с психологом), снимающие основные проблемы общения детей внутри класса
Организация коллектива Деление класса на группы 5-7 человек (по желанию) Деление класса на группы 5-7 человек (по желанию) Выборы старосты, старших по группам… Выборы старосты, старших по группам… Организация дежурства в классе (обязанности дежурного, график) Организация дежурства в классе (обязанности дежурного, график) Обсуждение и утверждение плана работы класса, назначение ответственных Обсуждение и утверждение плана работы класса, назначение ответственных Оформление классного уголка… Оформление классного уголка…
Кризис Угрозакатастрофы Момент изменений
Помощь подростку в успешном прохождении кризиса Создание условий для адекватного самовыраже- ния; Создание условий для адекватного самовыраже- ния; Создание условий для утверждения значимости каждого подростка (педагогам важно акцентиро- вать внимание на уникальности каждого); Создание условий для утверждения значимости каждого подростка (педагогам важно акцентиро- вать внимание на уникальности каждого); Помощь в осознании своих возможностей, своего индивидуального познавательного стиля; Помощь в осознании своих возможностей, своего индивидуального познавательного стиля; Научить воспринимать неудачи как обучающие моменты. Научить воспринимать неудачи как обучающие моменты.
«Азбука школьной жизни пятиклассников» Первый раз в пятый класс. Е.Г. Коблик М. Генезис 2003 Я и мы. Тренинговые занятия по формированию навыков для учащихся 5 класса. В. Родионов. Нетопина С.А. Школьникам об учебе и отдыхе. Книга для учащихся, М. 1998
Программа занятий «Азбука школьной жизни» Тема 1. Я - пятиклассник! 6 часов Давайте познакомимся. Давайте познакомимся. Здравствуй, пятый класс! Школьный путь. Здравствуй, пятый класс! Школьный путь. Мои цели. Мои цели. Мы, наши права и обязанности Мы, наши права и обязанности Правила поведение в школе Правила поведение в школе Что поможет мне учиться. Что поможет мне учиться. Тема 2. Я в мире людей. 5 часов Достоинства людей. Достоинства людей. Мы, наши достоинства и недостатки Мы, наши достоинства и недостатки Мы и наши близкие Мы и наши близкие Я и мои друзья Я и мои друзья Это дружное слово «вместе» Это дружное слово «вместе» Тема 3. Школьникам об учебе и отдыхе. 5 часов Школьникам об учебе и отдыхе. Что такое биоритмы? Школьникам об учебе и отдыхе. Что такое биоритмы? Какой у вас режим дня? Какой у вас режим дня? Как готовить домашнее задание? Как готовить домашнее задание? Мы и наши привычки. Правила личной гигиены. Внешний вид Мы и наши привычки. Правила личной гигиены. Внешний вид Мы и наши привычки. Правила рационального питания. Мы и наши привычки. Правила рационального питания.