«Формы организации познавательной деятельности с учащимися, способствующие самостоятельному усвоению знаний на уроках математики»
Учим работать с книгой от А до…. Несколько приемов работы с учебником
Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из самых основных задач учителя. Одной из форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке, способствующие самостоятельному усвоению изучаемого материала на уроках математики является умение работать с учебником, с дополнительной литературой, справочными материалами.
« Вся жизнь человеческая последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. Она оставалась вместе с человечеством, в неё кристаллизировались все учения, потрясающие умы, в неё записано вся автография, которая называется «всемирной историей»». А.Н.Герцен
Прежде чем научить учащихся самостоятельно работать с учебником, учителю необходимо знать, какие функции выполняет учебник: 1) функция закрепления пройденного материала; 2) функция осуществления самоконтроля; 3) присоединение полученных дополнительных знаний основным; 4) координирующая функция ( привитие таких качеств, как трудолюбие, развитие мыслительной активности, творческих способностей); 5) обучающая функция (углубление познавательной деятельности с возрастом); 6)систематизирующая функция (последовательное логическое изложение материала)
Приёмы работы с книгой: 1). Работа с учебником до объяснения нового материала; 2) Непосредственная работа с текстом учебника; 3) Работа с учебником после чтения
Основными целями чтения параграфа учебника могут быть: а) знакомство с информацией, заложенной в выбранном фрагменте текста, б) понимание информации, в) запоминание, г) использование информации в различных учебных и жизненных ситуациях, д) подтверждение изученного или того, что знали ранее, е) отыскание примеров, подтверждение научных фактов [1], ж) работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами)
Наиболее применяемые виды заданий: 1.Нахождение ответа на вопросы, приведённые в конце параграфа, текста; 2.. Повторение формулировок, определений понятий, формул; 3. Чтение текста учебника после обсуждения какого- либо вопроса; 4. Нахождение ответа в тексте на поставленный учителем вопрос; 5. Анализ схемы, рисунка, диаграммы
Наиболее часто применяемые виды заданий: 1. Работа с таблицами для установления закономерностей; 2. Пересказ прочитанного; 3.Самопроверка; 4. Комментированное чтение текста; 5. Сортировка материала; 6. Выделение сведений исторического характера
Умение выделить существенное: 1. Чтение всего текста, параграфа или по частям для выделения главного ( ключевых слов); 2. Чтение и рассказ о сути материала в 3- 5 предложениях
Наиболее любимые задания детьми, хотя и не простые: 1. Чтение текста, параграфа учебника и составление к нему иллюстраций; 2. Нахождение в тексте того, о чём не говорил учитель. 3. Чтение текста параграфа и нахождение ошибок в данном опорном конспекте ( который написан специально с ошибками) 4. Составление самого опорного конспекта или другого его вида. 5. Нахождение в тексте ключевых слов
Составление учащимися вопросов к тексту. Особенно приветствуется вопросы, начинающиеся со слов: 1. Почему….. 2. Можно ли…. 3. Является ли… 4. Каким образом….. 5. Что нужно сделать, чтобы…. 6. Зависит ли…. 7. Будет ли … 8. Изменится ли… 9. В каком случае …
Составление по тексту: 1. Задач; 2. Схем 3. Таблиц; 4. Диаграмм; 5. Графиков. 6. Создание рекламного плаката, презентации, видеороликов по прочитанному тексту
1.Многие дети плохо читают, дома даже не заглядывают в учебник, поэтому нет навыка работы с книгой; 2.Чем больше ученик работает с учебником на уроке, тем легче ему учиться. 3.Всем видам работы с учебником детей необходимо учить начиная с простого и в дальнейшем с переходом к сложному. 4. Большинство видов работ можно выполнять на уроках по всем предметам В заключение хочется сказать, что :