Рудая Ольга Юрьевна, методист МБОУ «ПМП Центр диагностики и консультирования» г. Калуги
Психодиагностика совокупность тестов, позволяющих «инструментально» оценить психику человека совокупность тестов, позволяющих «инструментально» оценить психику человека наука, занимающаяся проблемами разработки и постановки психологического диагноза наука, занимающаяся проблемами разработки и постановки психологического диагноза особая форма мышления специалиста, идущего от известных закономерностей к индивидуальным особенностям целостной личности особая форма мышления специалиста, идущего от известных закономерностей к индивидуальным особенностям целостной личности углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации
Виды диагностики Скрининговая диагностика Скрининговая диагностика Углубленная психологическая диагностика Углубленная психологическая диагностика Динамическое обследование Динамическое обследование Итоговая диагностика Итоговая диагностика
Задачи психодиагностики составление социально-психологического портрета ребёнка составление социально-психологического портрета ребёнка определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии выбор средств и форм психологического сопровождения ребёнка в соответствии с присущими ему особенностями развития выбор средств и форм психологического сопровождения ребёнка в соответствии с присущими ему особенностями развития
Требования к проведению психодиагностики предварительно подготовить условия для проведения исследования предварительно подготовить условия для проведения исследования заранее выучить наизусть инструкцию и описание процедуры проведения исследования заранее выучить наизусть инструкцию и описание процедуры проведения исследования перед проведением необходимо выбрать испытуемого и установить с ним доверительные отношения перед проведением необходимо выбрать испытуемого и установить с ним доверительные отношения на успехи и неудачи ребёнка во время проведения необходимо реагировать сдержанно и ровно на успехи и неудачи ребёнка во время проведения необходимо реагировать сдержанно и ровно темп проведения исследования должен соответствовать индивидуально-психологическим особенностям ребёнка темп проведения исследования должен соответствовать индивидуально-психологическим особенностям ребёнка исследование не должно быть очень длительным исследование не должно быть очень длительным
Требования к проведению психодиагностики если ребёнок утомлён, возбуждён, ослаблен после болезни следует отложить исследование нельзя проводить исследование перед приёмом пищи, после или во время прогулки, физкультурных или музыкальных занятий лучше всего для исследования первая половина дня во время проведения сажать ребёнка необходимо рядом с собой, исключить посторонние раздражители, не следует сажать ребёнка лицом к окну нельзя вносить изменения в процедуру проведения, необходимо добиваться, чтобы ребёнок понял и принял инструкцию (она может повторяться 2-3 раза)