Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому Жан-Жак Руссо
Требования к современному уроку 1.Изменение парадигмы образования: от знаниевой к компетентностной 2.Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий. 3.Изменение педагогической позиции «ученик – учитель». 4.Формирование внутренних мотивов деятельности ученика. 5.Личностное целеполагание и личностное содержание материала. 6.Рефлексия результатов образовательной деятельности.
Учитель на современном уроке: учит детей определять границы своего знания, видеть проблему и ставить проблемные вопросы; учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями; организует учебное сотрудничество детей, совместно - распределенную деятельность при решении учебных задач; создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета.
В традиционном обучении: обучение естественное развитие = зона актуального развития В развивающем обучении (по Л.С. Выготскому): развитие обучение = зона ближайшего развития. В развивающем обучении (по В.В. Давыдову): развитие деятельность обучение.
Деятельностный метод Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает в процессе собственной учебно- познавательной деятельности
Системно-деятельностный подход СУД (способы умственных действий) СУМ (самоуправляющие механизмы) ЗУН ЗЦУ (знания, ценности, убеждения)
Основные этапы деятельности Целеполагание Планирование Организация Реализация целей и замыслов Анализ (рефлексия) Контроль
Алексей Алексеевич Леонтьев (доктор филологических наук, доктор психологических наук, профессор, академик РАО) Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Система дидактических принципов образования научности; научности; доступности; доступности; наглядности; наглядности; прочности; прочности; сознательности и активности; сознательности и активности; системности и последовательности; системности и последовательности; связи теории с практикой. связи теории с практикой. деятельности непрерывности целостности минимакса психологической комфортности вариативности творчества
Организация планирования урока Моделирование: процесс определения основных его параметров, эскиз урока, начальный этап перевода теории урока в практику. Проектирование: этап разработки компонентов педагогического процесса (задач, принципов, содержания, методов, форм учебной деятельности). Конструирование: создание технологии обучения учащихся как процесса освоения ими учебного материала Сценирование образовательной ситуации (обучение способам деятельности, при необходимости - изменение плана урока в соответствии с вариантами непонимания и типами ошибок обучающихся)
Целевая направленность урока Обучающая Воспитывающая Развивающая Триединая дидактическая цель Содержательная Деятельностная
Типология урока Урок формирования знаний Урок формирования и совершенствования знаний Урок совершенствования знаний Урок закрепления и совершенствования знаний Урок обобщения и систематизации знаний Урок контроля знаний, умений и навыков Урок коррекции знаний, умений и навыков Комбинированный урок Уроки «открытия- нового знания; Уроки рефлексии; Уроки общеметодологи ческой направленности; Уроки развивающего контроля.
Структура урока Структура урока формирования и совершенствования знаний: 1)Организационный этап. 2)Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. 3)Сообщение темы, постановка цели и задач урока. 4)Актуализация знаний. 5)Введение новых знаний. 6)Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности. 7)Оперирование знаниями в новых ситуациях. 8)Обобщение и систематизация знаний. 9)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 10)Определение и разъяснение домашнего задания. Структура урока «открытия» нового знания, 1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап выявления места и причины затруднения; 4) этап построения проекта выхода из затруднения; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Затруднение и удивление Движущая сила активности ребенка на уроке. Не МОГУ сделать (раньше получалось ХОРОШО, а теперь не получилось…) ХОЧУ и ДОЛЖЕН сделать (понять…, научиться…, )
Уроки рефлексии имеют следующую структуру: 1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап локализации индивидуальных затруднений; 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап обобщения затруднений во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Уроки развивающего контроля имеют следующую структуру: 1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно- коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап локализации индивидуальных затруднений; 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап обобщения затруднений во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап решения заданий творческого уровня; 9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.
1. цели 2. содержание образования 3. учебный материал 4. структура урока (набор этапов) 5. межэтапные связи (логика разворачивания единицы содержания образования по этапам) 6. формы 7. методы 8. реальный результат урока 9. самоанализ урока Структурные компоненты урока для разработки критериев и уровневой экспертной оценки (Скворцова Г.И., Московский центр качества образования) за весь урок по каждому этапу урока
Уровни и баллы 0 уровень – 0 баллов 1 уровень - 1 балл 2 уровень – 4 балла 3 уровень – 7 баллов 4 уровень – 10 баллов В уровнях заложен переход от информационного к системно-деятельностному подходу Информационный подход Системно-деятельностный подход
Обучение материалу, а не способам деятельности Сценирование образовательной ситуации (обучение способам деятельности, при необходимости - изменение плана урока в соответствии с вариантами непонимания и типами ошибок обучающихся)
«Для корабля, который не знает куда плыть, нет попутного ветра» (Сенека) Цель урока – результат ученика: понимание (получение) дидактической (деятельностной) единицы содержания образования; умение ее применить в учебной, предметной задаче и реальной жизненной ситуации. Критерии SMART для анализа целей Конкретные (Specific) Измеримые (Measurable) Согласованные (Agreed) Реалистичные (Realistic) Определенные по времени (Timed)
Г.И.Скворцова, к.п.н., МЦКО 21 Цели урока – пример уровней оценки Критерий: диагностичность целей урока, предполагающих обучение и развитие; постановка цели учащимися 0-й уровень (0 баллов) – цель отсутствует в плане и на уроке 1-й уровень (1 балл): в ходе анализа урока названа и обучающая, и развивающая цели урока 2-й (4 балла): цели сформулированы диагностично, измеримо (цель как ответ на вопрос: что должен научиться делать ученик на 45-минутном уроке на конкретном фрагменте учебного материала - различать, получить, освоить, применить в стандартной или нестандартной ситуации - способ, понятие, модель, схему, алгоритм…) 3-й (7 баллов): вовлечение учащихся в постановку, корректировку, доуточнение цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися; мотивация её достижения вовлечение учащихся в постановку, корректировку, доуточнение цели 4-й (сценарный уровень) (10 баллов): вовлечение учащихся на уроке в определение критериев достижения целей, смену целей при необходимости. При постановке развивающей цели урока исходим из следующего: развитие субъекта деятельности возможно через преобразование им самим способов своей деятельности (Д.Б.Эльконин)
Целеполагание На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? Какие вопросы главные, а какие второстепенные? Какие вопросы должны быть изучены? Выбери из ряда вопросов те, которые тебе особенно интересны. Как ты поймешь, что поставленные задачи выполнены?
Планирование Обсудите и наметьте порядок работы Что надо сделать, чтобы ответить на главный вопрос нашего урока? Составьте список людей, которых хотите опросить, и список вопросов
Учебный материал и единица содержания образования Учебный материал – предметный материал, позволяющий ученику получить определенные знания по данному предмету, сформировать представление о взаимосвязях данного объекта с другими объектами окружающего мира. Единица содержания образования – модель, способ, алгоритм деятельности, которым овладевает ученик в процессе учебной деятельности над учебным материалом.
Единица содержания образования Критерий: различение содержания учебного материала и содержания образования; моделирование учениками на уроке единицы содержания 1-й уровень (1 балл): названы единица содержания образования и учебный материал (например, учебный материал – безударные гласные в корне слова, а единица содержания образования – способ, алгоритм выбора безударной гласной в соответствии с правилом) 2-й (2 - 4 балла): единица содержания не только названа на словах, но и наглядно представлена ее модель (схема, алгоритм, понятие, способ, различение); выделены все необходимые вспомогательные средства для ее освоения учениками на уроке (опорные знания, умения) 3-й (7 баллов): единица содержания на уроке вместе с детьми выделяется, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии 4-й (сценарный уровень) (10 баллов): на уроке с учетом ошибок учеников учителем «включается» незапланированное содержание образования, которое оказалось недостающим для освоения запланированной единицы содержания образования (гибкое досценирование в возникшей образовательной ситуации содержание образования)
Учебный материал Критерий: подбор учебного материала, способствующего освоению запланированной единицы содержания образования на основе собственной мотивации учащихся 1-й уровень (1 балл): учитель подобрал учебный материал, соответствующий целям урока, единице содержания и программным требованиям; отсутствие избыточности и недостаточности подобранного учебного материала для раскрытия цели и единицы содержания 2-й уровень (3 балла): : материал подобран с учётом работы с мотивацией, интересом учащихся (содержит проблемность, задачу- «ловушку», привлекаются аналогии, интересные или противоречивые факты, решения, позиции, дополнительные источники информации и т.п.) 3-й уровень (1 балл): : выстроенная структура, логика подачи учебного материала позволила учащимся на уроке успешно осваивать запланированную единицу содержания образования на основе их мотивации 4-й (сценарный уровень) (10 баллов): на уроке в случае незапланированных сбоев учащихся и, в связи с этим, необходимости освоения незапланированного содержания образования учитель по ходу импровизационно конструирует, подбирает дополнительный учебный материал
Структура урока (набор этапов) Критерий: соответствие выбранной структуры урока цели урока и полной психологической структуре деятельности учащихся 1-й уровень (1 балл): соответствие запланированного набора этапов урока названным, а также цели урока 2-й (2 - 4 балла): на уроке все запланированные этапы организованны до звонка, без выхода за пределы временных рамок 3-й (7 баллов): на уроке наблюдается соответствие структуры урока полной психологической структуре деятельности учащихся: мотив – цель (учебная задача) – действия по ее решению – самоконтроль – самооценка – самокоррекция (нет лишних или недостающих этапов) 4-й (сценарный уровень) (10 баллов): запланированная структура урока изменяется при необходимости в силу изменения ситуации на уроке (возврат к уже пройденным этапам, например, постановочному и мотивационному этапу, включение новых этапов, исключение каких-либо этапов и т.д.) Примечание – все этапы, проведенные после звонка, проставляются баллом - 0
Формы обучения Критерий: адекватность форм цели, обоснованность их выбора данными педагогической диагностики и рефлексии учащихся: 1-й уровень (1 балл): выбранные формы обучения адекватны поставленной цели урока и единице содержания 2-й уровень (3 балла): выбор форм обоснован данными педагогической диагностики с предыдущих уроков и детской рефлексии 3-й уровень (7 баллов): на уроке применяются запланированные формы обучения и диагностические задания. Итоговая экспресс-диагностика результатов учащихся проведена. Проводится самооценка на основе предварительного обсуждения критериев оценки. «Правильные ответы» учеников принимаются сразу, не проблематизируются (сценарная оперативная диагностика не проводится), неправильные ответы, не соответствующие плану урока, игнорируются или отбрасываются. 4-й уровень (10 баллов) (сценарный уровень): на уроке осуществляется работа с пониманием и вариантами непонимания учащихся. Проводится оперативная педагогическая диагностика (подготовленная до урока и сценарная, по ходу урока), при необходимости вносятся изменения в запланированные формы обучения (например, вторичный переход к групповой работе для доуточнения группой задачи или уже полученного способа и т.п.).
29 Методы обучения Критерий: соответствие используемых методов обучения (репродуктивных, продуктивных) цели урока, данным педагогической и психологической диагностики Показатели: 1-й уровень (1 балл): соответствие выбора учителем для данного этапа урока репродуктивных и (или) продуктивных методов целям урока и особенностям изучаемой единицы содержания 2-й (4 балла): соответствие выбора планируемых на уроке репродуктивных и продуктивных методов данным психологической диагностики (особенностям контингента учащихся) и педагогической диагностики (типов ошибок, вариантов понимания конкретных учащихся) на предыдущих этапах обучения 3-й (7 баллов): запланированные методы предполагают включение ученика на всех этапах его деятельности: постановка учебной задачи, планирование и осуществление действий по её решению, самоконтроль, самооценка, самокоррекция. На уроке учитель следует плану: применяет запланированные методы обучения, без учёта разворачивающейся образовательной ситуации. 4-й (сценарный уровень) (10 баллов): сценарное изменение по ходу урока запланированных методов обучения при необходимости, в соответствии с данными оперативной педагогической диагностики (например, переход от запланированных репродуктивных методов к продуктивным– поисковым, проблемным - в случае необходимости: для доопределения задач или уточнения, перепроектирования уже полученного, но «не работающего» способа и др.)
Самоанализ урока 1-й уровень (1 балл): учителем подготовлен самоанализ урока как формальный пересказ; 2-й (2 - 4 балла): в ходе анализа и рефлексии дано обоснование отдельных параметров урока; 3-й (7 баллов): в ходе анализа и рефлексии дано обоснование всех позиций анализа урока, выдержана логика «цель – средства – результат»; 4-й (сценарный уровень) (10 баллов): учитель в ходе анализа и рефлексии продемонстрировал способность самостоятельного адекватного обоснования всех структурных элементов урока – с учетом изменений плана: с различением замысла и реализации урока, запланированных и достигнутых учащимися результатов.