МОЛИТВА Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребёнка, и друга, И таинственный песенный дар – Так молюсь за твоей литургией.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель МОУ Новлянской школы Лебедева Евгения Игоревна.
Advertisements

Судьба России и поэта в лирике А. А. Ахматовой. Николай Степанович Гумилёв и Анна Андреевна Ахматова с сыном Львом Казалось бы, в жизни Ахматовой всё.
Тема Родины в творчестве Анны Ахматовой Автор: Учитель МБОУ Кичкетанской СОШ Агрызского муниципального района Республики Татарстан Хусаенова Г.И.
Тема Родины в лирике А.А.Ахматовой Урок литературы в 12 классе.
Образ Родины в стихотворении Ахматовой «Родная земля» Урок-исследование поэтического текста на уроке литературы в 9 классе Составила ТАРАСЕНКО С. И. Муниципальное.
Образ Родины в стихотворении Ахматовой «Родная земля» Урок-исследование поэтического текста на уроке литературы в 9 классе Составила ТАРАСЕНКО С. И. Муниципальное.
Контрольный тест по творчеству Анны Андреевны Ахматовой Подготовила учитель русского языка и литературы Коршунова Татьяна Владимировна.
Анна Ахматова. « Я научила женщин говорить». «Я смертельна для тех, кто нежен и юн. Я птица печали. Я – Гамаюн».
Жизнь и творчество А.Ахматовой. Я – голос ваш, жар вашего дыханья, Я – отраженье вашего лица. Напрасных крыл напрасны трепетанья, - Ведь все равно я с.
Тема Родины в творчестве Анны Ахматовой. МОЛИТВА Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный.
Анна Ахматова. Поэт не человек, он только дух – Будь слеп он, как Гомер, Иль, как Бетховен, глух – Все видит, слышит, всем владеет… «Поэт не человек,
Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был... А. Ахматова.
Патриотизм и гражданственность поэзии А. А. Ахматовой. «Реквием» - отражение личной трагедии и народного героя.
Царское Село, Какие же испытания пришлось пережить Анне Андреевне? 2. Что послужило источником её вдохновения? 3.Как Ахматова восприняла революцию?
Учащиеся 8Б класса, кл.рук. Бурцев Д.А.. Что значит быть гражданином своей страны? Мы думаем, что быть гражданином своей Родины - значит быть хозяином.
Анна Ахматова. Анна Андреевна Ахматова (фамилия при рождении Горенко) русская поэтесса, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик.
Материал к обзорному уроку по биографии и творчеству Анны Ахматовой. Материал к обзорному уроку по биографии и творчеству Анны Ахматовой.
«Патриотизм - это мода. Сейчас стало модно и выгодно (в моральном и материальном отношении) быть патриотом и заявлять об этом»
Анна Ахматова. Анна Андрееевна Ахма́това (фамилия при рождении Го́ренко) одна из известнейших русских поэтесс XX века, писатель, литературовед, переводчик.
Урок литературы по творчеству А.А.Ахматовой 11 класс Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ « Средняя общеобразовательная школа 2 г. Облучье»
Транксрипт:

МОЛИТВА Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребёнка, и друга, И таинственный песенный дар – Так молюсь за твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над тёмной Россией Стала облаком в славе лучей г. Литургия – церковная служба у православных, совершаемая утром или в первой половина дня.

Стихотворение «Молитва» было написано в 1915 г. В этом году русские войска были разгромлены в Восточной Пруссии и в Галиции, немцы захватил часть Прибалтики и Украины. Положение России становилось угрожающим. Многие именно в этот год поняли серьезность начавшейся войны. В «Молитве» впервые в поэзии Ахматовой с такой силой сказалась боль и переживания поэтессы за судьбу России. Читатели слышали уже голос не просто поэта-лирика, но поэта гражданина и публициста.

Свою судьбу А.Ахматова навсегда связала с судьбой родной земли. Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжелые времена. Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины. Книги «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921) обращены к драмам общественной жизни – войне, революции. Ахматова не может принять революцию, но столь же невозможно для неё оставить родину.

Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда»… Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид. Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух 1917 г. 1.Как характеризуется в стихотворении революционная Россия? 2.Каким образом выражена нравственная позиция автора?

Революционная Россия в этом стихотворении – «край, глухой и грешный», окровавленный и покрытый «черным стыдом», «болью поражений и обид». Авторская позиция проявляется в готовности к худшему, невозможности поступить по-другому, поэтому «равнодушно и спокойно» герой отстраняется от «речи недостойной». Остаться – значит непременно принять и поражения, и обиды, и кровь, и скорбь.

Для Ахматовой слова «Родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для нее не было выбора- уехать или остаться. Она считает бегство предательством. Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключенный, как больной. Темна твоя дорога, странник, Полынью пахнет хлеб чужой. А здесь, в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от себя. И знаем, что в оценке поздней Оправдан будет каждый час… Но в мире нет людей бесслёзней. Надменнее и проще нас г.

Время обошлось с Ахматовой на редкость жестоко. В августе 1921 г. по чудовищно несправедливому обвинению в причастности к контрреволюционному заговору был расстрелян Н.Гумилев. Их жизненные пути к этому времени разошлись, но из сердца ее он никогда не был вычеркнут : слишком многое связывало их. О смерти Гумилева Ахматова, по собственному свидетельству, узнала из газет. Вдовий плач, скорбь о безвременно и безвинно загубленном человеке отливается в стихотворении «Заплаканная осень, как вдова».

Заплаканная осень, как вдова В одеждах черных, все сердца туманит… Перебирая мужнины слова, Она рыдать не перестанет. И будет так, пока тишайший снег Не сжалится над скорбной и усталой… Забвенье боли и забвенье нег – За это жизнь отдать немало.

В годы Великой Отечественной войны к читателям пришли стихи А.Ахматовой, насыщенные высокой патетикой и мужеством. КЛЯТВА. И та, что сегодня прощается с милым, - Пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит!

После войны А.Ахматову ждали новые испытания. Её поэзия в докладе 1946 г. партийного идеолога Жданова и последовавшим за докладом постановлением ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» была объявлена далекой от народа, глубоко чуждой ему. Ахматова мужественно восприняла эту разнузданную акцию и с достоинством пережила её. И только в годы «оттепели», с середины 50-х годов, вновь зазвучал голос Ахматовой на страницах периодики и в последних изданных при её жизни сборниках стихов.

Родина никогда не была для Ахматовой понятием отвлеченным. С годами при обращении к теме родины иными, все более значительными становятся масштабы размышлений поэта. Доказательство тому стихотворение «Родная земля». Любовь к ней проверяется всей жизнью, но и смерть – убеждена Ахматова – не способна оборвать связь между человеком и родной для него землей.

Родная земля В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Наш горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем. Не делаем ее в душе своей Предметом купли и продажи, Хворая, бедствуя, немотствуя на ней, О ней не вспоминаем даже. Да, для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах. И мы мелем, и месим, и крошим Тот ни в чем не замешанный прах. Но ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно – своею.