И в десять лет, и в семь, и в пять Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Всё, что его интересует. Всё вызывает интерес: Далёкий космос, ближний лес, Цветы, машины, сказки, пляски... Всё нарисуем! Были б краски, Да лист бумаги на столе Да мир в семье и на Земле.
Значение рисования для детей Рисование – это процесс невероятной глубины и смысла. Даже абсолютно неосознанное и бессмысленное. Если говорить о детском рисовании, то первым на ум приходит развитие в этом процессе мелкой моторики. Это на самом деле крайне важно, и вовремя начавший рисовать ребенок, скорее всего, вовремя заговорит. А несчетное количество техник и разнообразных приемов в рисовании позволяет развивать ту же саму мелкую моторику с большим интересом. Но это далеко не единственное и отнюдь не главное значение рисования для ребенка. Наверное, в первую очередь, это способ развития гармоничной личности. Как ни как, рисование – процесс творческий. Малыш может попробовать себя и оценить свои возможности, развивать эстетические свои стороны. С помощью рисования маленький художник не только отображает действительность и мир, но и стремительно познает его. Любой родитель может обернуть урок рисования в развивающее познавательное либо захватывающее игровое занятие. С помощью рисования можно учить формы, цвета, размеры, пространственные понятия. А еще здорово поднимать самооценку творца, каждый раз хваля его за шедевры.
ЗАКАЛЯКА Дали Мурочке тетрадь, Стала Мура рисовать. «Это - ёлочка мохнатая. Это - козочка рогатая. Это - дядя с бородой. Это - дом с трубой». «Ну, а это что такое, Непонятное, чудное, С десятью ногами, С десятью рогами?» «Это Бяка-Закаляка Кусачая, Я сама из головы её выдумала». «Что ж ты бросила тетрадь, Перестала рисовать?» «Я её боюсь!»
Рисования как изотерапия Об этом хочется сказать отдельно. Потому что проблема детских страхов, переживаний, дискомфорта знакома многим родителям. Посредством рисования ее можно решить, что психологи и называют изотерапией. Это целая отдельная тема! Но вкратце смысл метода можно описать так: предложите ребенку нарисовать то, что его волнует или чего он боится. Возможно, ему что-то приснилось ночью или в саду его обидели другие дети. А, может, он испугался чего во время дневной прогулки? Пусть изобразит свои страхи на бумаге. Ну а дальше можно поступить несколькими способами. Например, из страшного сделать что-то милое или беспомощное: злую собаку можно «посадить на цепочку» и «одеть намордник», а в темной комнате «поставить торт со свечами».
Значение цвета в детском рисунке Рисунок для ребенка является не совсем искусством, а скорее речью, а цвета выражением эмоционального настроения. Рисование дает возможность ребенку выразить то, что в силу своего возраста он не может высказать словами. В процессе рисования отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Не являясь профессионалом, сложно оценить уровень развития своего малыша по тем «каракулям», которые он рисует всеми доступными ему средствами, которые способны оставить след на бумаге. Когда у ребенка есть выбор, это позволяет сделать очень много полезных наблюдений, одно из самых очевидных – это цвет, который преобладает в детских рисунках. Цвет расскажет, в первую очередь, о психоэмоциональном состоянии ребенка на момент рисования. Чаще, однако, дети выбирают какое-либо сочетание цветов. Для правильной трактовки детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Покой и умиротворение или беспокойство и тревогу? Чтобы точнее определить это, можно попробовать описать рисунок, используя понятия: «светлый» – «темный», «яркий» – «тусклый», «гармоничный» – «негармоничный», «спокойный» – «неспокойный», «упорядоченный» – «беспорядочный», «веселый» – «грустный», «агрессивный» – «доброжелательный», «богатый» – «бедный», «тяжелый» – «легкий». Это поможет более точно воспринять состояние ребенка. Можно найти таких же заинтересованных родителей и обменяться с ними рисунками детей. А затем поделиться друг с другом своими ощущениями от рисунков в качестве «независимых экспертов».
Изобразительная деятельность особого ребенка. Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Искусство создает целостную картину мира посредствам эмоциональных образов, мыслей, чувств доступных каждому ребенку. Рисуя что- либо, ребенок может сочувствовать, сопереживать. Чувство сопричастности к человеку, природе, животным помогает ребенку преодолеть отчуждение, замкнутость. Рисунки - это изображение действительности, которая отражает внутренний мир ребенка, его душевные переживания, взаимоотношения с окружающим миром в целом; состояние интеллекта, его работоспособность, восприятие, мышление, настроение. В ходе обследования очень важно вызвать у детей с ДЦП положительные эмоции к самому предмету. Этому способствует обыгрывание предмета, его целостное восприятие. Обычный ребенок, приступая к рисованию, имеет некий предварительный замысел: рука, по его «приказу», изображает машинку, или принцессу, или цветок. У ребенка с церебральным параличом такое планирование, чаще всего, отсутствует, - по крайней мере, на первых этапах работы. Подобно совсем маленьким детям, он получает наслаждение от самого факта появления цветных линий на листе.
Однако работу такого ребенка нельзя путать с классическими малышовыми «каракулями»: в интеллектуальном отношении он достаточно зрел, чтобы воспринимать «правильные», фигуративные рисунки. Вот этот зазор между нарушенной функцией руки и сохранным интеллектом и заполняет прием, который можно назвать то «узнаванием», то «отгадыванием», то «проявлением» или «расшифровкой». Изобразительные материалы, с которыми художнику приходится иметь дело, можно условно разделить на две большие группы. Первые, графические оставляют на плоскости линию, а вторые, живописные, – пятно. Линия, как правило, вовлекает взгляд зрителя в движение по плоскости рисунка, а пятно, чаще всего, «вырывается» из этой плоскости в глубину или наружу. Поскольку при ДЦП очень важно вовлечь в движение руку ребенка, лучше начать занятия с графики. Само собой разумеется, хотелось бы, чтобы из-под детской руки выходила широкая, сочная, хорошо воспринимаемая глазом линия. Для этой цели плохо подходят карандаши и восковые мелки поэтому можно обратиться к ярким фломастерам. Итак, ребенок с ДЦП оставил на листе несколько произвольных линий. И тут на помощь приходит фантазия Педагог без труда может отыскать в этом рисунке черты самых разных персонажей. Для формирования полноценных графических образов следует применять разнообразные методы и приемы обучения детей с ограниченными возможностями. Этот способ поможет поддержать интерес ребенка к изобразительной деятельности и обратить внимание взрослых на творчество особого ребенка!
Спонтанные рисунки особого ребенка.
Рыба. Болотова Влада. Дорисовка педагога
Морж во льдах. Болотова Влада. Дорисовка педагога.
Гном. Болотова Влада. Дорисовка педагога
Карусель. Болотова Влада. Дорисовка педагога.
Улитка и олень. Болотова Влада. Дорисовка педагога.
Лев. Болотова Влада. Дорисовка педагога.
Спящий ангел. Болотова Влада. Дорисовка педагога.
Кошка. Болотова Влада. Дорисовка педагога.
Улитка. Болотова Влада. Дорисовка педагога.
Гусь. Болотова Влада. Дорисовка педагога.
Гном и радуга. Болотова Влада. Дорисовка педагога.
Веснушка. Болотова Влада. Дорисовка педагога.
Трубачка. Болотова Влада. Дорисовка педагога.
Собака. Болотова Влада. Дорисовка педагога.
Юноша. Болотова Влада. Дорисовка педагога.
Инопланетянка.Болотова Влада. Дорисовка педагога.
Литература и источники информации Юрий и Лина Красные. Узнавание спонтанных рисунков детей с ДЦП. М. Люшер Психологические характеристики цвета. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», с. Яковлев Александр Николаевич. Консультация заместитель главврача по медицинской части Минского городского центра реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями. Рисунки Болотовой Владлены. (воспитанница группы Сложные дефекты ГБДОУ Детский сад 19)