Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС Иванова Н.А. учитель начальных классов
Урок современного типа В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. ФГОС Иванова Н.А. учитель начальных классов
Требования к уроку Традиционный урокУрок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимсяФормулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей ФГОС Иванова Н.А. учитель начальных классов
1.Организационный момент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу» У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. Включение детей в деятельность. Выделение содержательной области. Приёмы работы: учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте); учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются; девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»); самопроверка домашнего задания по образцу. ФГОС Иванова Н.А. учитель начальных классов
II. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Возникновение проблемной ситуации. актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи); создание проблемной ситуации; выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока. ФГОС Иванова Н.А. учитель начальных классов
III. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог. ФГОС Иванова Н.А. учитель начальных классов
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Этап изучения новых знаний и способов действий Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения. Способы: диалог, групповая или парная работа. Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог. Организация самостоятельной исследовательской деятельности. Выведение алгоритма. Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода правил на язык образов. ФГОС Иванова Н.А. учитель начальных классов
V. Первичное закрепление. Этап закрепления знаний и способов действий Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. Способы: фронтальная работа, работа в парах. Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий. Выполнение заданий с проговариванием в громкой речи. В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи. ФГОС Иванова Н.А. учитель начальных классов
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль Этап применения знаний и способов действий Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. 4-5 минут; Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий); Выполняется письменно; Методы: самоконтроль, самооценка. При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха. ФГОС Иванова Н.А. учитель начальных классов
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие. Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам. ФГОС Иванова Н.А. учитель начальных классов
Выведение алгоритма правильного написания буквы безударного гласного в корне. – Проговорим последовательно все действия, которые вы выполняли, чтобы написать букву в слове силач. Попутно учитель делает записи на боковой части доски. 1. Прочитаем (произнесём) слово силач. (Учитель записывает читаю и далее см. запись на доске.) 2. Поставим ударение – ударный слог 2-й. 3. Выделим корень -сил-, в нём безударный гласный. 4. Подберём однокоренные слова: сильный, сила, сильнее. 5. Найдём среди них проверочное – сила, сильный. 6. Напишем такую же букву в безударном слоге – силач. 7. Обозначим орфограмму – подчеркнём её одной чертой. – Сверьте порядок действий с алгоритмом в учебнике. Прочитайте текст в рамке после упр. 227 и сравните с записью на доске. Запись на доске: читаю ударение корень однокоренные слова проверочное слово пишу букву орфограмма Иванова Н.А. учитель начальных классов
VIII.Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 2-3 минуты; Вопросы: Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания? В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи. ФГОС Иванова Н.А. учитель начальных классов
Традиционные заданияОбновленные задания Назови прогрессивные силы, участвовавшие в Гражданской войне. Представь, что ты оказался на месте своего предка – участника Гражданской войны на стороне белых или красных. За какие действия своих соратников ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни. Перечислите отличия растений от животных. Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит, я растение!» Что ему ответил умный утенок Кряк? Перечислите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению. Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное? Определите площадь прямоугольника. Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол. Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования ФГОС Иванова Н.А. учитель начальных классов
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования. ФГОС Иванова Н.А. учитель начальных классов