желаю (соприкасаются большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Здравствуй! (прикосновение всей ладонью)
Тема число Тринадцатое февраля Классная работа Эти загадочные фразеологизмы
Формулируем цель урока Уточнить, что такое , выяснить их особенности и синтаксическую функцию.Уточнить, что такое , выяснить их особенности и синтаксическую функцию. Выяснить, где узнать лексическое значение Выяснить, где узнать лексическое значение Выяснить роль в речиВыяснить роль в речи
Мы очень устойчивы И просим И просим настойчиво: настойчиво: На слова нас На слова нас не менять, Прямо так Прямо так употреблять! употреблять! В гости к словам С миру по нитке Следствие ведут знатоки Маша- растеряша Доктор Айболит Аплодисменты Творческая мастерская Найди приятеля и противника
СИНОНИМЫ АНТОНИМЫ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ОМОНИМЫ Улица ЛЕКСИКИ «Не мед, а ко всему липнут» СЛОВА
Мы очень устойчивы И просим И просим настойчиво: настойчиво: На слова нас На слова нас не менять, Прямо так Прямо так употреблять! употреблять! В гости к словам С миру по нитке Следствие ведут знатоки Маша- растеряша Доктор Айболит Аплодисменты Творческая мастерская Найди приятеля и противника
Мы очень устойчивы И просим И просим настойчиво: настойчиво: На слова нас На слова нас не менять, Прямо так Прямо так употреблять! употреблять! С миру по нитке Следствие ведут знатоки Маша- растеряша Доктор Айболит Аплодисменты Творческая мастерская Найди приятеля и противника
собакасъесть Собаку съел(а)
Работа в группах Следствие ведут знатоки
Группа1 Цель: выяснить, где можно узнать значение фразеологизма? Группа2 Группа2 Цель: выяснить, чем отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний? Группа3 Цель: выяснить, можно ли заменять слова в составе фразеологизма? Группа4 Цель: выяснить, является ли фразеологизм членом предложения, если да, то каким?
Признаки Лексическое значение Свободное словосочетание Каждое слово имеет своё лексическое значение Фразеологизм Лексическое значение имеет весь фразеологизм Прямое или переносное значение ПрямоеПереносное Возможна ли замена слов (да/нет) ДаНет Синтаксическая роль в предложении Разными членами предложения Одним членом предложения
Мы очень устойчивы И просим И просим настойчиво: настойчиво: На слова нас На слова нас не менять, Прямо так Прямо так употреблять! употреблять! Следствие ведут знатоки Маша- растеряша Доктор Айболит Аплодисменты Творческая мастерская Найди приятеля и противника
ГЕОГРАФЫ БОТАНИКИ ЗООЛОГИ МАТЕМАТИКИ
Мы очень устойчивы И просим И просим настойчиво: настойчиво: На слова нас На слова нас не менять, Прямо так Прямо так употреблять! употреблять! Маша- растеряша Доктор Айболит Аплодисменты Творческая мастерская Найди приятеля и противника
Маша - растеряша
ТесноТемноОпытныйМолчатьОбманыватьБить Держать язык за зубами Намять бока Хоть глаз выколи Яблоку негде упасть Стреляный воробей Обводить вокруг пальца
Мы очень устойчивы И просим И просим настойчиво: настойчиво: На слова нас На слова нас не менять, Прямо так Прямо так употреблять! употреблять! Маша- растеряша Доктор Айболит Творческая мастерская Найди приятеля и противника
Вылечи фразеологизм Комар уха не подточит Брать корову за рога А Петька слушает да ест Пять пятниц на неделе Знать, как свои десять пальцев Держать в ежовых перчатках носа быка Васька Семь пять рукавицах
Мы очень устойчивы И просим И просим настойчиво: настойчиво: На слова нас На слова нас не менять, Прямо так Прямо так употреблять! употреблять! Доктор Айболит Творческая мастерская Найди приятеля и противника
А могут ли у фразеологизмов быть синонимы и антонимы? Выполни упражнение 350 Четные группы – синонимы Нечетные группы - антонимы
Мы очень устойчивы И просим И просим настойчиво: настойчиво: На слова нас На слова нас не менять, Прямо так Прямо так употреблять! употреблять! Творческая мастерская Найди приятеля и противника
Для чего нужны фразеологизмы?
Средний уровень «В двух словах» Достаточный уровень «Помоги Незнайке» Высокий уровень «Я писатель» (сочинение «Один день из моей жизни»)
«В двух словах» Мастер на все руки Дядя Миша умеет всё: он и на гитаре играет, и рисует хорошо, и сотовый телефон может сам починить. Как можно назвать дядю Мишу? Петя со своими родителями целый день трудился: копал землю, помогал маме сажать цветы, обрезал с папой деревья. Он очень устал и вечером быстро заснул. Работал в поте лица Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом? Выйти сухим из воды Но проделки Егора не должны остаться без наказания. Мы раскроем его проделки и расскажем о них всем. Вывести на чистую воду
Я проснулся ни свет ни заря. На душе Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши. хоть кол на голове теши. Слова для справок: Слова для справок: неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился). неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился). рано. скверно. бездельничал усталый еле-еле неожиданно злился запомнить хоть бы что
Мы очень устойчивы И просим И просим настойчиво: настойчиво: На слова нас На слова нас не менять, Прямо так Прямо так употреблять! употреблять! Творческая мастерская
Домашнее задание п. 31 Фразеологизмы 1. п. 31 Фразеологизмы 2. Упражнения: 351 (достаточный уровень) 354 (высокий уровень) 3.Собрать фразеологизмы со словами ухо, нос, язык, зуб
Оцени свою работу Оцени свою работу В поте лица Рука об руку Через пень колоду Ни шатко ни валко Засучив рукава Тяп да ляп Не покладая рук Как вы работали на уроке? на уроке?
Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. Сегодня на уроке не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или тянул кота за хвост! Сегодня на уроке не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или тянул кота за хвост! Молодцы, ребята! Спасибо за работу! Спасибо за работу!