Московский Институт Открытого Образования Развитие целеполагания в исследовательской и проектной деятельности учащихся Пахомова Нинель Юловна зав. лабораторией информационной поддержки развития образования кафедры начального образования МИОО, научный руководитель Педагогического сообщества учебного проектирования кандидат педагогических наук, доцент Дмитриева Наталия Владимировна методист лаборатории информационной поддержки развития образования кафедры начального образования МИОО 4 февраля 2014 г. 1
Метапредметные результаты обучения (ФГОС) Начальная школа овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Основное общее образование умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2
Целеполагание является обязательным этапом учебного проектирования и учебного исследования Этапы учебного проектирования Проблематизация Целеполагание Выделение возможных действий Построение цепочки необходимых действий Подготовка представления результатов проектирования Презентация проекта 3
Проблематизация 1. Учебный проект, задается проблемной ситуацией, которая определяется проблемой и условиями ее существования. 2. На этапе проблематизации рассматривается проблемная ситуация и вычленяется проблема (П). 3. Затем формулируется проблема проектирования П п. Она формулируется в виде вопроса «Как, каким образом разрешить проблему П?» (проблема проектирования заключается в нахождении способа решения проблемы проекта). 4
Целеполагание Анализируется проблемная ситуация и выделяются условия существования проблемы. Цель проекта найти способ решения проблемы. Результат проектирования способ разрешения проблемы проблемной ситуации. Продукт проектирования средства наглядности, которые используются для представления результата проектирования, то есть способы решения проблемы. Нужно ли выдвигать гипотезу в проекте? 5
Учебный проект. Этапы проблематизации и целеполагания. 6
Учебный проект это проблемное задание на проектирование. Он задается предъявлением проблемной ситуации. Когда мы задумываем, какой использовать учебный проект в образовательном процессе, то должны учитывать возрастные особенности и состав учащихся, их жизненный опыт и ценностные ориентиры. От того, как предъявлена учащимся проблемная ситуация, зависит возникает мотив проектной деятельности у учащихся или нет. 7
Пример проблемной ситуации: В условиях современного большого города птицам выжить непросто, непросто найти еду. За окном зима, морозы. Птицам негде найти пропитание. Зимой птицы могут погибнуть, если их не подкармливать. У нас на пришкольном участке нет такого места, где птицам можно было дать корм, и они могли бы поесть в безопасности. 8
Проблема: Птицам трудно выжить в условиях большого города. Условия. Зима, морозы, недостаток пропитания, отсутствие кормушек в школьном дворе. Проблема проекта: Как, каким образом помочь птицам найти корм в условиях зимы? Цель: Разработать инструкцию по изготовлению кормушки. Результат. Инструкция по изготовлению кормушки. 9
Поменяем условия. Условия. Лето и осень, недостаток пропитания. Проблема проекта: Как разработать схему озеленения микрорайона деревьями и кустарниками, которые бы обеспечивали птиц пищей в естественных условиях. Цель. Разработать план и схему озеленения микрорайона. Результат. План и схема озеленения. 10
Целеполагание в учебном исследовании. Проблема для исследования – отсутствие какого-либо знания. Цель исследования – узнать, проверить предположение (гипотезу) Гипотеза в исследовании – высказывание, предположение, утверждение, которое либо опровергается, либо подтверждается Результат – подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы. 11
Учебное исследование. Этапы проблематизации и целеполагания. 12
Пример: Проблемная ситуация. На перемене дети возбуждены, бегают, шумят. Не могут организовать свою деятельность, которая поможет им отдохнуть после урока. После перемены перевозбуждены и не могут сосредоточиться на уроке. Есть возможность по школьному радио транслировать различные музыкальные произведения во время перемены. 13
Условия: Школьная перемена, учащиеся третьих классов, возможность трансляции музыкальных произведений. Проблема: Как влияет трансляция классической музыки на поведение детей во время перемены? Цель: Узнать, как влияет классическая музыка на поведение детей во время перемены? Гипотеза: Прослушивание классической музыки позволяет детям расслабиться и хорошо отдохнуть. Результат. Подтверждение или опровержение гипотезы. 14
Отличие научно-исследовательской и учебной исследовательской деятельности. Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний. Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления, развитие соответствующих умений и УУД. 15
Объект и предмет исследования Объект исследования – это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию; то, на что направлена исследовательская деятельность. Предмет исследования – это существенные свойства или отношения объекта исследования, познание которых важно для решения практических или теоретических проблем. 16
ВЫВОД В учебном проекте цель проекта – найти способ решения проблемы. В учебном исследовании цель – узнать то, что мы не знали, проверить гипотезу. 17
Вопросы. Может ли быть исследование без гипотезы? Может быть учебный проект с исследованием? Может быть исследование, включающее проект? 18
Проект с исследованием 19
Вывод: И учебный проект, и учебное исследование способствуют развитию целеполагания учащихся. На начальных этапах имеет смысл проводить учебное проектирование и исследование минимального уровня сложности: проблемная ситуация, проблема, условия ее существования, допустимые в этой ситуации действия для проекта и методы для исследования. 20