1814 -1841 Лермонтов Михаил Юрьевич. Елизавета Алексеевна Арсеньева (1773 1845 гг.), бабушка М. Ю. Лермонтова Герб рода Лермонтовых с девизом: «SORS MEA.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. История создания романа 2.Сюжет, композиция, жанр 3. Система рассказчиков в романе Автор: Фомичева С.В. ГБОУ школа 464 г.Павловска.
Advertisements

Роман «Герой нашего времени» Как автор раскрывает душу своего героя посредством его самоанализа. Для этого в центре урока будет интерпретация ключевых.
«Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины» М. Ю. Лермонтов.
История создания и композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно… «Дума»
Лермонтовский период – время глубоких разочарований, вызванных разгромом декабристов МихаилЮрьевичЛермонтов Лермонтов – поэт совсем другой.
М.Ю.Лермонтов Повесть «Максим Максимыч». Вопросы: 1. Кто является рассказчиком в повести? 2. Где происходят события? 3. Какова завязка повести? 4. Реакция.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа,
Роман М.В. Лермонтова «Герой нашего времени» - это «история души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия.
Михаил Юрьевич Лермонтов Роман «Герой нашего времени»
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» как социально - психологический роман» (Автор: Кулиш Евгения)
Роман «Герой нашего времени» История создания. Особенности композиции. Анализ предисловия и первой главы «Бэла».
На этом уроке вы познакомитесь с творческой историей романа, его жанровыми и композиционными особенностями, увидите как связано это произведение с эпохой,
Презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему: Презентация Герой нашего времени
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ Жанр романа: социально-психологический. Москва 2010г.
Роман М.В. Лермонтова «Герой нашего времени» - это «история души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия.
«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе Проблема личности- центральная в романе: «История души человеческой…едва ли.
Михаил Юрьевич Лермонтов Роман «Герой нашего времени» Учитель: Мигаль Римма Алексеевна МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»
Учитель русского языка и литературы Маджидова Эргашхон Джабаровна.
« Герой Нашего Времени … это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения ». М. Ю. Лермонтов.
История создания романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Автор и его герой. Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно…
Транксрипт:

Лермонтов Михаил Юрьевич

Елизавета Алексеевна Арсеньева ( гг.), бабушка М. Ю. Лермонтова Герб рода Лермонтовых с девизом: «SORS MEA JESUS» (Судьба моя Иисус)

Ю. П. Лермонтов ( гг.), отец поэта М. М. Лермонтова ( гг.), мать М. Ю. Лермонтова

М. Ю. Лермонтов в возрасте 3-4 лет М. Ю. Лермонтов в возрасте 6-8 лет

Тарханы

Кавказский пейзаж с озером, детский рисунок Лермонтова из альбома

Варвара Лопухина-Бахметева. Акварель Михаила ЛермонтоваМихаила Лермонтова

Автопортрет

«Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры…»

Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты (Кавказский вид с саклей) Картина М. Ю. Лермонтова. Картон, масло.

Памятник на месте дуэли М. Ю. Лермонтова

Надгробный памятник на могиле М. Ю. Лермонтова в Тарханах.

Герой нашего времени Замысел написания романа относится к 1836 г. - героем романа должен стать молодой гвардейский офицер на фоне столичной жизни. В 1837 г., после первой ссылки на Кавказ, замысел романа меняется - в основу должны лечь впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск, Кисловодск, в казачьи станицы, на Терек, пребывание в местах боевых действий, посещение Тамани, встреча с ссыльными декабристами. Роман Лермонтов писал в период гг.

Точной датировки написания отдельных глав нет. Предположительно повести, входящие в роман, появлялись в такой последовательности: 1. «Тамань» - осень 1837 г., напечатана в «Отечественных записках» (1840 г. 2) 2. «Фаталист» - напечатана в «Отечественных записках» (1839 г. 11) 3. «Бэла» - напечатана в «Отечественных записках» (1839 г. 3) 4. «Максим Максимыч» Апрель 1840 г. - опубликовано «Сочинение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Сюжет и композиция Роман состоит из пяти самостоятельных повестей, которые объединены общими героями и общим названием. Каждая из пяти повестей имеет свой жанр. «Тамань» - остросюжетная и в то же время лирическая повесть; «Княжна Мери» - дневник; «Фаталист» - записки, сделанные героем по прошествии некоторого времени после описываемых событий.

Автор отказывается от хронологической последовательности, он выбирает наиболее значимые эпизоды, уделяет больше внимания психологическим размышлениям, нежели описанию событий, Нарушение хронологии вызвано необходимостью соотнесения героя с другими персонажами, которые должны появляться в романе в определенной последовательности: «дикая черкешенка», «добрый штабс-капитан», «честные контрабандисты», «водяное общество», «друзья - Вернер, Вера, княжна Мери», а затем сама «госпожа судьба». Порядок следования глав обусловлен и тем, от чьего лица ведется повествование. Выбор рассказчика в каждой части романа неслучаен и служит общему замыслу романа. Композиция романа подчинена одной цели: всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его жизни.

Система рассказчиков в романе Максим Максимович (рассказывает о Печорине в повести «Бэла») Путешествующий офицер (автор романа) Печорин Смена рассказчиков в романе позволяет читателю увидеть героя как бы с трех точек зрения.

«Неужто тамошняя молодежь вся такова?» Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» Кому принадлежат эти высказывания? «Печорин был долго нездоров, исхудал, бедняжка». «Молодой человек, лет 25…тоненький, беленький». «Он ветреный человек, на которого нельзя надеяться». «У меня врожденная страсть противоречить». «Ты ничего не дал мне, кроме страданий». «Я хочу быть любимым…и одной постоянной привязанности мне было бы довольно». «Я смеюсь над всем на свете, и особенно над чувствами». «Я сделался нравственным калекой». «Ни в ком зло не бывает так привлекательно»

«Бэла» Сколько рассказчиков в повести? Каков художественный смысл смены рассказчиков? Как в первом портрете Печорина, данном Максимом Максимычем, угадывается противоречивость его характера? Почему история Бэлы, происшедшая в прошлом, все время прерывается оценочными репликами Максима Максимыча и автора, происходящими в настоящем? Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя виноватым?

«Максим Максимыч» Найдите в тексте детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина. Прочитайте описание внешности Печорина. Прочитайте эпизод встречи Печорина с Максимом Максимычем со слов «Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча..» Почему Печорин не стремился увидеться с Максимом Максимычем?

Вывод: Печорин показан в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» противоречивой личностью, человеком, не умеющим сострадать, привыкшим исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью проявляются в его характере. «Во мне два человека: один живет…другой мыслит».

расчетливый равнодушный Печорин жестокий умный эгоистичный наблюдательный образованный честный

«Тамань» Что удивило Печорина в героях главы «Тамань»? Как в этом эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов? Почему Печорин называет контрабандистов «честными»? Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере? Какую позицию Печорина по отношению к окружающим людям подчеркивает автор?

« Княжна Мери» Зачем Печорин добивался любви Мери? Как понять его утверждение: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»? Последователен ли Печорин в соблюдении этой жизненной позиции? Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях с окружающими людьми? Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?

Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите объяснение этому в дневниковых записях от 16 и 23 мая. Каково поведение Печорина во время дуэли? Прочитайте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку (запись от 12 июня). Как в объяснении Мери с Печориным раскрывается ум и неординарность ее характера?

«Фаталист» Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? Ищет ли Вулич смерти? Ищет ли смерти Печорин? Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака? К кому из героев относится название главы?

Вывод Печорин предстает в «Журнале» человеком, глубоко чувствующим и страдающим. Его душа «испорчена светом», и вся его жизнь расплата за собственные поступки. Личность Печорина сложна и противоречива. Сам того не желая, он становится виновником несчастий других. Мастерство автора в создании психологического портрета Печорина проявляется в изображении его внутренней жизни, его самоанализа, сюжетно-композиционных особенностях романа.

«В дружбе один раб другого». Дружба в жизни Печорина Печорин и Максим Максимыч Печорин и Грушницкий Печорин и Вернер Печорин и Вулич

безразличие безжалостность равнодушие неумение прощать интерес тяга к интеллекту Фатальность Печорин «В дружбе один раб другого» Максим Максимыч Грушницкий Вернер Вулич

«Я никогда не делался рабом любимой женщины». Любовь в жизни Печорина Печорин и Бэла Печорин и девушка-ундина Печорин и Мери Печорин и Вера

любовь дикарки мне с нею скучно «Все это для меня было «Я никогда не делался рабом обворожительно» любимой женщины» Печорин «Что такое счастье? Насыщенная гордость» Бэла Мери девушка-ундина Вера

Лермонтов проводит своего героя через испытание любовью, так как это высшая человеческая ценность. Каждый женский образ оттеняет определенную грань в характере Печорина и выполняет свою композиционную функцию. Женские образы в романе Лермонтова, несомненно, выше, чище Печорина. Они натуры более цельные, искренние, умеющие любить и глубоко чувствовать. «Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе»

… Я на дружбу не способен: из двух друзей всегда один враг другого; я люблю врагов. Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил; я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья, и никогда не мог насытиться.