«АКТИВИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ И ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСЫ» Шпотаковская Елена Ивановна учитель начальных классов МБОУ СОШ 8 с.Спасское, Спасского района Приморского края
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой исследовательской работе А.Н.Колмогоров
Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым. Воспитанием и становлением такого человека занимается современная школа, где по мере возможностей реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся. Важнейшее место в системе школьного образования отводится начальным классам, как базовому звену в развитии интеллектуально личности.
Интеллект - это система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, позволяющая быстро и качественно адаптироваться к новой окружающей среде, к новым жизненным задачам. Интеллект - это общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; В.Н.Дружинин
Приоритетным направлением системы обучения и воспитания, является формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Главная задача данного направления – дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей. Проведение учебных исследований - особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков.
Организация учебно- исследовательской деятельности учащихся Информация
Формирование умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др. 2 класс
Упражнения: продолжи неоконченный рассказ; составь рассказ от имени другого персонажа; опишите один день вашей воображаемой жизни или используя концовку; определи, сколько значений у предмета; назови, как можно больше признаков предмета.
"Познание начинается с удивления тому, что обыденно",- говорили ещё древние греки. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления.
Упражнения: давайте вместе подумаем, почему летом снег в горах не тает; почему многие дети любят компьютерные игры… при каких условиях замерзает лёд… (предположим, допустим, возможно, может быть и т. д.)
Умение задавать вопросы. показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы. какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе? Игра «Найди загаданное слово» (дети задают разные вопросы об одном и том же предмете, начинающие со слов «что», «как», «почему», «зачем»), либо игра «Угадай, о чём спросили»
Результаты исследований показатель уровня развития Высокий уровень Низкий уровень Средний уровень
Определить понятие описание сравнение (различение) обобщение загадки Составление и разгадывание кроссвордов классификация наблюдение эксперимент 3 класс
Исследовательские работы или проект Исследования показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит. 50% запоминается из того, что мы видим и слышим, просматривая фильмы, бывая на выставках и экскурсиях. 70% мы запоминаем из того, что говорим, участвуя в дискуссиях. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, сами выносим решения, делаем выводы и прогнозируем дальнейшую деятельность, только тогда мы запоминаем на 90%. 4 класс
Этапы работы над проектом Сбор и обработка информации «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы ) Разработка собственного варианта решения проблемы: актуальность и важность; анализ информации; программа действий; разработка варианта программы Реализация плана действий (проекта) Презентация проекта Подготовка к защите проекта ( учащиеся делятся на группы) представляют проект, готовят стендовую защиту разрабатывают электронную презентацию Рефлексия (Самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления)
Работа над проектом способствует: воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации. развивает исследовательские и творческие способности личности. Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.
Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение: 1. классифицировать; 2. обобщать; 3. отбирать все возможные варианты решения; 4. переключаться с одного поиска решения на другой; 5. составлять программу действий по своей работе; 6. рассматривать объект с различных точек зрения; 7. сравнивать различные объекты и их совокупности; 8. составлять задания по предложенной теме; 9. проводить самоконтроль.
В процессе исследовательской деятельности развиваются не только творческие способности учащихся, как следствие этой работы становится грамотнее и богаче речь учащихся, что соответствует основным требованиям обучения, воспитания и развития личности детей с разным уровнем познавательных способностей.
Источник: интернет -ресурсы Шпотаковская Елена Ивановна учитель начальных классов МБОУ СОШ 8 с.Спасское, Спасского района Приморского края