Г.В. Раицкая, заведующая кафедрой ДиНО
«Учителя начальной школы пока с трудом переходят к ориентации на новые цели образования: научить младших школьников учиться, формировать у них учебную деятельность. По-прежнему основной упор делается на овладение знаниями, умениями, навыками.» Итоги тестирования в рамках эксперимента по модернизации, ЦОК, 2004
становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновления содержания начального образования.
составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. «Полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. В начальной школе могут возникнуть ее прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач» А.Б. Воронцов
определить роль и место проектных задач в образовательном процессе; усвоить типы задач (специфика, цели, формы, способы, место применения); разработать проектную задачу для учащихся младшего школьного возраста (1-3 класс)
типы задач учебная задача проектная задача конкретно- практическая исследова- тельская творческая
«сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения» Толковый словарь С.И. Ожегова
проектных задач заключается в освоении основ проектной деятельности в учебном сотрудничестве
такая задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.
проектПроектная задача - это целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени - это система (для 4-5 классов набор) заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта» производимый «продукт» не является самоцелью задает общий способ проектирования с целью получения нового (до этого не известного) результата при реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют набор необходимых средств, материалов и действий школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных
апробирует различные пути решения проблем; слышит и видит другого; владеет культурными способами действия; осуществляет пробы в модельных ситуациях; осваивает реальную практику произвольности внимания (самоорганизация группы и каждого внутри ее, управление собой)
рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки); целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать(составлять план своей деятельности); моделировать (представлять способ действий в виде схемы-модели, выделять существенное и главное); проявлять инициативу при поиске способа; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других)
реальная возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей при решении поставленной задачи; обучение (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания; анализ осуществления «переноса» известных детям предметных способов действий на модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда требуют переконструирования; ученические эффекты поддерживается детская индивидуальность; развивается фантазия; складывается учебное сообщество;
РЕАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ текст; схема; макет прибора; результат анализа ситуации в виде таблиц, диаграмм, графиков… качественное изменение самого ребенка (группы детей)
По организации образовательного процесса Предметные (1-2 часа) Межпредметные (от 2-х часов) По возрасту разновозрастные одновозрастные
1. Описана проблемная (квазиреальная, модельная) ситуация, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача; - задача формулируется самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации - формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации - возможных вариантов конечного решения может быть несколько
2. Составлен набор (или система) действий (заданий) в явном или скрытом виде, которые должны быть выполнены группой детей; - количество заданий – это количество действий, которые необходимо совершить для решения задачи 3. Проведение итогового занятия, которое становится местом представления и защиты «продукта»
этап моделирования этап анализа (описание квазижизненной ситуации) общий способ решения проектных задач за да ни е 1 за да ни е 2 за да ни е 3
В различных формах обучения (урок, экскурсия); Этап изучения отдельной учебной темы; Этап определения готовности детей при поступлении в школу; По итогам учебного года, четвертей; Этап перехода со ступени на ступень;
Проектные задачи, встраиваясь в учебную деятельность, кардинально меняют практически все составные части образовательного процесса: систему оценивания, тип отношений школьников, отбор учебного содержания, составление учебного расписания…
ПОДГОТОВКА к постановке проектной задачи Название проектной задачи Предмет Класс Тип задачи Цели и педагогические задачи Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача Планируемый педагогический результат Способ и формат оценивания результатов работы СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ Замысел проектной задачи Цель, которую должны достичь дети Описание проектной задачи Задания с комментариями (по организации детской деятельности)