Романсы и песни на слова русских писателей XIX-XX. Подготовила ученица 9 «В» класса Пастухова Дарья Проверила Родинова Татьяна Владимировна
Романс Романс Романсом в старину называли песню на родном язык. Как жанр, он возник в средневековой Испании. В качестве небольшого лирического стихотворения напевного характера на любовную тему романс проник в начале XIX века в Россию и получил широкое распространение. Романс может существовать отдельно и как музыкальное произведение без слов, и как литературный текст, не положенный на музыку.
Песня Песня Песня наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. Иногда сопровождается оркестикой (также мимикой). Песня в широком значении включает в себя всё, что поётся, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения.
Романс Средь шумного бала А. К. Толстой Романс на слова А. Толстого с музыкой П. Чайковского Средь шумного бала. Я думаю, этот романс и не увянет и не умрёт по меньшей мере еще 200 лет. Да и исполнение Георга Отса, которое вы сейчас услышите тоже останется в русскоязычной культуре на многие-многие годы. Слова этого романса были написаны в 1851 году под впечатлением знакомства А. К. Толстого с Софьей Андреевой Миллер (Бахметьевой) – его будущей женой. Музыку Пётр Ильич написал в 1878 году и посвятил её младшему брату Анатолию.
Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты. Лишь очи печально глядели, А голос так дивно звучал, Как звон отдаленной свирели, Как моря играющий вал. Мне стан твой понравился тонкий И весь твой задумчивый вид; А смех твой, и грустный и звонкий, С тех пор в моем сердце звучит. В часы одинокие ночи Люблю я, усталый, прилечь, - Я вижу печальные очи, Я слышу веселую речь; И грустно я так засыпаю, И в грезах неведомых сплю… Люблю ли тебя – я не знаю, Но кажется мне, что люблю.
Песня «Бьется в тесной печурке огонь...» А. А. Сурков Песня известна также под заглавием "Землянка" и по первой строчке - " Бьется в тесной печурке огонь...". «В земля́нке» («Землянка», «Бьётся в тесной печурке огонь…») русская советская песня времён Великой Отечественной войны. Музыка Константина Листова, стихи Алексея Суркова. В феврале 1942 года в редакцию газеты «Фронтовая правда», где также начал работать Сурков, зашёл композитор Константин Листов, искавший тексты для песен. Сурков вспомнил о написанных стихах, оформил их набело и отдал музыканту, по собственным словам, уверенный в том, что ничего не получится. Однако, через неделю Листов вернулся в редакцию и, взяв гитару у фотокорреспондента Михаила Савина, исполнил новую песню, назвав её «В землянке». Присутствовавшие одобрили композицию, а вечером Савин, попросив текст, исполнил песню сам мелодия запомнилась с первого исполнения.
Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза, И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза. Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой. Я хочу, чтобы слышала ты, Как тоскует мой голос живой. Ты сейчас далеко-далеко. Между нами снега и снега. До тебя мне дойти нелегко, А до смерти - четыре шага. Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло От моей негасимой любви. Ноябрь 1941