Парфенюк Елена Александровна Воспитатель МБДОУ 3 г. Белово
Профессиональные деструкции это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса ( Зеер Э. Ф.).
Стажем работы Содержанием педагогической деятельности Индивидуально - психологическими особенностями личности
- объективные, связанные с социально-профессиональной средой: социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, учебно-пространственной средой; - субъективные, обусловленные личностными особенностями педагога и воспитанников, характером их взаимоотношений. Предпосылки развития профессиональных деформаций коренятся уже в мотивах выбора педагогической профессии. Это, как осознаваемые мотивы: социальная значимость, имидж, творческий характер, материальные блага, так и неосознаваемые: стремление к власти, доминированию, самоутверждению. - объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионально-образовательного процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.
Индивидуальные деформации определяются изменениями, происходящими с подструктурами личности и внешне не связаны с процессом педагогической деятельности, когда параллельно становлению профессионально важных для преподавателя качеств происходит развитие качеств, не имеющих на первый взгляд отношения к педагогической профессии Специфические деформации личности педагога обусловлены спецификой преподаваемого предмета Типологические деформации, вызванные слиянием личностных особенностей с соответствующими структурами функций педагогической деятельности в поведенческие комплексы Общепедагогические деформации, которые характеризуются сходными изменениями личности у всех лиц, занимающихся педагогической деятельностью Основные формы профессиональной деформации личности педагога
ЛИЧНОСТНЫЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ Авторитарность Демонстративность Доминантность Агрессия Равнодушие ( педагогическа я индифферентность ) Поведенческий трансфер Социальное лицемерие Выученная беспомощность Неадекватная самооценка Педагогический догматизм Информационная пассивность Формализм Некомпетентность Консерватизм Ролевой экспансионизм Монологизм Дидактичность
основные составляющие : эмоциональную истощенность, деперсонализацию ( цинизм ) редукцию профессиональных достижений К. Маслач
Три фазы стресса : нервное ( тревожное ) напряжение резистенция истощение
1. Повышение компетентности ( социальной, психологической, общепедагогической, предметной ). 2. Диагностика профессиональных деформаций и разработка стратегии преодоления. 3. Прохождение тренингов личностного и профессионального роста ( любые ролевые игры, в том числе салонные как « Мафия »). Цель - смена социальных ролей, сброс агрессии ). 4. Рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста. 5. Овладение приемами, способами саморегуляции, эмоционально - волевой сферы и самоанализа. 6. Использование инновационных форм и технологий обучения. 7. Проведение среди педагогов конкурсов, олимпиад, смотров профессиональных достижений.