Влияние семьи на формирование готовности ребенка к школьному обучению. Подготовил педагог – психолог МБОУ СОШ п. Де - Кастри: Коршикова Ю.В
«Маленький ребенок подобен зернышку, в котором все есть: и стебелек, и листочек, и цветок. Добром и любовью должен быть окружен маленький человек. Чтобы все в нем раскрылось. Задача взрослых – не засушить наши «цветы жизни». Пусть эти маленькие росточки будущей индивидуальности пребывают в душевной оболочке любви и мудрости взрослых, чтобы окрепли собственные духовно – душевные силы, чтобы дети ушли в свой срок в школу незакомплексованными, открытыми, жизнерадостными и уверенными в себе. И тогда в дальнейшем они сами смогут различить добро и зло, правду и ложь». Л. Я Дыкман
Понимая важность подготовки детей к школе, можно за несколько месяцев до начала учебного года организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на первом этапе жизни. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители – первые и самые важные его воспитатели.
Семья – первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает: свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе
Все начинается с семьи! Родители в повседневном общении с детьми сеют семена характера, которые потом дадут добрые или злые восходы. Посеешь поступок – пожмешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу. А пренебрежение ею дорого стоит. «Народная мудрость».
Если ваш ребенок обладает поистине огромными возможностями развития и способностями к познанию. Помогите ребенку развивать инстинкт познания и исследования мира. Не жалейте затраченного времени, оно многократно окупится.
Повысить эффективность ваших усилий помогут следующие рекомендации: 1.Старайтесь заниматься с ребенком так, что бы он не скучал во время занятий. Если ребенку весело учится, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий. 2.Повторяйте упражнения. Развивайте умственные способности ребенка, определяется временем и практикой. Если какое – то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант занятий.
3. Не проявляйте излишнюю тревогу по поводу недостаточных успехов и малого продвижения в перед или даже некоторого регресса вашего ребенка. 4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания выходящие за пределы его интеллектуальных возможностей. 5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка выполнять упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
6. Используйте игровую форму занятий, поскольку дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные задания. 7. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, научите его дружить с детьми, делить с ними успехи и неудачи – все это ему пригодиться в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы. 8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Ни когда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах, высокую самооценку. 9. Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.!!
Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многократное образование: ребенок должен хотеть идти в школу, иметь мотивацию к обучению; должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение; ребенок должен быть здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно вынести нагрузку в течении урока и всего учебного дня. Должен иметь адекватную самооценку и уровень притязаний.
А если ваш ребенок отказывается идти в школу и заниматься с вами, то говорите ему следующие слова: ты сможешь все, если немного постараешься; в школе можно многое узнать и многому научиться, стоит только захотеть; в классе можно найти новых хороших друзей, хотя вероятно, что не все дети в классе тебе понравятся (расскажите, свой жизненный пример); сначала ты будешь скучать по детскому саду, дому, все «школьное» тебе может показаться чужим, это чувство пойдет, ты привыкнешь.
Ели ваш ребенок подготовлен и готов к школе: то переступив порог школы он станет уверенным в своих силах, учение для него будет не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
Методы и приемы работы с детьми в домашних условиях Развитие памяти, внимания:
Развитие логического мышления:
Развитие мелкой и крупной моторики:
Развитие органов артикуляции и речи:
И больше времени проводите с ребенком!!!
Спасибо за внимание!!!