11 класс. Коваленко Максим
Экономическая реформа 1965 года в СССР реформа планирования и управления народным хозяйством Советского Союза, осуществлённая в годы. В СССР известна как Косыгинская реформа, на Западе как реформа Либермана. Реформа характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина. После смещения Хрущева во главе страны оказался Брежнев. В сфере экономики ощущалась необходимость скорейших реформ. Но осуществление их шло с самого начала под воздействием административно - командного об раза мышления. Ликвидировалась совнархозная система управления про мышленностью. Вместо нее стали бурно создаваться министерства, причем число их постоянно увеличивалось и достигло к началу 80- х годов около 100 союзных и 800 республиканских. В сентябре 1965 года принимается решение о начале экономической реформы. Предполагалось, что реформа позволит преодолеть недостатки о которых уже открыто говорилось в печати. Рост капиталовло жений и незавершенного строительства, массовое производство изделий не находивших сбыта, несоответствие роста заработной платы росту произво дительности труда.
Повышение закупочной цены Установился на 6 лет твердый план государственных закупок 50% надбавка за сверхплановую продажу продуктов Увеличились капиталовложения Ослаблены ограничения на личное подсобное хозяйство Упразднены совнархозы и восстанавливался отраслевой принцип управления экономикой Списаны долги колхозам и совхозам Установлена надбавка за сверхсданную продукцию Повышалось финансирование сельского хозяйства Уменьшились ставки подоходного налога на крестьян.
Реформы вселяли надежду. Ускорился экономический рост. Восьмая пятилетка, совпавшая по времени с проведением реформы, оказалась по ряду важнейших экономический показателей выполненной. Но уже в ходе её осуществления начались корректировки, исправления, допол нения, в результате которых к началу 70- х её сущность оказалась иска жена настолько, что она фактически перестала действовать.
Результат на время был успешным, но из - за экстенсивного развития экономики, централизованного планирования, не учитывались особенности, возможности, экономика развивалась вширь, что требовало новых расходов, повышало стоимость продукции, привело к нехватке людских ресурсов.
На протяжении пятилетки фиксировались рекордные темпы экономического роста. В гг. среднегодовые темпы роста национального дохода в СССР составляли 6,1 % ( США 3,1 %, Японии 7,4 %, Франции 4,4 %, Великобритании 2,2 %).
Был осуществлён ряд крупных хозяйственных проектов ( создание Единой энергосистемы, внедрение автоматизированных систем управления ( АСУ ), гражданское автомобилестроение, пр.). Высокими были темпы роста жилищного строительства, развития социальной сферы, финансировавшегося за счёт средств предприятий.
Создание десятков территориально - производственных комплексов - ТТК – по добыче нефти, газа, угля, цветных металлов. Строительства БАМа Рентабельность предприятия оценивается по « чистой продукции »- той продукции, которая произведена не на государственные вложения, а на собственную прибыль
+ Создавались научно - производственные объединения + Новые отрасли : роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение - Новые отрасли не стали определяющими, - Продолжали работать вручную, - Прекратился ввоз зарубежной техники и наукоемких технологий
От предприятий постоянно требовали увеличения производственных показателей. Сохранение командного механизма лишало предприятия воз можности делать чего - либо кроме выполнения плана любой ценой. Планиро валась вся номенклатура изделий ( по стране более 20 млн. ), показате ли, себестоимость. Нарастал дефицит бюджета, требовались постоянные денежные вливания в экономику.
Снижение удельного веса трудоспособного населения Истощение сырьевой базы Удорожание добычи полезных ископаемых Старение оборудования Рост военных расходов
1. Модель экономики, отвергавшая все новое, исчерпала свои возможности. Она могла ещё какое - то время развиваться по инерции, но в долгосрочном плане была обречена. 2. Существующая система глушила всю инициативу снизу и сверху. Тру довые коллективы не были заинтересованы во внедрении новой техники и технологии, так как это сказывалось отрицательно на результатах работы одного рабочего и предприятия в целом. Поэтому внедрение совершенно новой продукции затягивалось в нашей стране на десятки лет, а в разви тых индустриальных странах этот срок не превышал нескольких лет. В промышленности к началу 80 было автоматизировано только 15% предприя тий. 3. К началу 80 годов, сельское хозяйство страны оказалось в кризис ном состоянии. Майский Пленум ЦК КПСС 1982 года принял специальную продовольственную программу однако она несла в себе ещё следы застоя. Не затрагивала главных интересов - интересов крестьянства, коренной перестройки всего хозяйственного механизма. Несмотря на постановления, продовольственная проблема ещё более обострилась. В середине 80- х го дов практически везде были введены продовольственные карточки.