Медиабельность споров или когда медиация эффективна? Ульяна Степанова – генеральный директор юридической компании LEGAL ADVISER, Председатель Комитета по долговой безопасности ЧРО ООО «Деловая Россия», практикующий юрист, медиатор, арбитражный управляющий VII Юридический форум Южного Урала «Новые условия: законы для бизнеса-2014» 28 марта 2014 года Челябинск
Разрешение конфликта Основные модели взаимодействия сторон: Суд Давление Переговоры Медиация Результат разрешения конфликта? Кто принимает решение в конфликте? Каковы отношения сторон в конфликте? Особенности разрешения конфликта? Основания разрешения конфликта?
Что такое конфликт?
1. Столкновение (противоречие) действий (реальных, возможных, приписываемых) 2. Не могущих существовать в неизменном виде 3. Сопровождаемое негативным эмоциональным восприятием
Анализ структуры конфликта: 1. Действительность восприятия 2. Действительность столкновения 3. Основания столкновения
Действительность восприятия: Уровень негативного восприятия: помеха, конкурент, «враг» Адресность негативного отношения: действие, ситуация, субъект Установка сторон на эскалацию или разрешение конфликта
Действительность столкновения Участники конфликта (их количество и позиции)
Основания столкновения: - Цели сторон - Интересы сторон Что хочет? Зачем хочет? Чего добивается? Почему добивается? Ключевой вопрос: в чем рассогласование? Цель Интерес может меняться фундаментален спор медиабелен спор немедиабелен
Медиация эффективна: - в будущем стороны хотят или им необходимо иметь деловые или личные отношения - стороны не заинтересованы в публичном разбирательстве или спор затрагивает деликатные вопросы - судебное решение по делу, скорее всего, будет обжаловано - стороны по каким-то причинам не желают, чтобы их спор рассматривал суд (сроки рассмотрения дела слишком велики, затраты на разбирательство чрезмерны) - судебное разбирательство этого дела для сторон бесперспективно (множество исков, результат непредсказуем)
Факторы медиабельности спора: 1. Спор может быть урегулирован в рамках медиации 2. Стороны являются взаимным ресурсом друг для друга 3. Из характера взаимодействия усматривается, что они готовы вместе обсуждать существующую проблему 4. Характер спора допускает позиционную вариабельность в рамках интересов сторон 5. Длительный характер отношений
Не рекомендуется медиация: 1. Наличие иррационального интереса 2. Отношения между сторонами –«враги» 3. Наличие психического заболевания 4. Многосубъектность спора 5. Наличие прав третьих лиц 6. Наличие публичных интересов 7.Споры особого, публичного производства
Центр медиации для предпринимателей в Челябинске: ЧРО ООО «Деловая Россия» Телефон: +7 (351) Адрес: г. Челябинск, ул. Площадь Революции, д.7а, оф. 508