Я в дверях вечности стою Г.Р. Державин Ум и сердце человечье Были гением моим Г.Р. Державин
Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться И философа брать вид; Я любил чистосердечье, Думал нравиться лишь им, Ум и сердце человечье Были гением моим. Если я блистал восторгом, С струн моих огонь летел,- Не собой блистал я – богом, Вне себя я бога пел. Если звуки посвящались Лиры моея царям, – Добродетельми казались Мне они равны богам. Если на победы громки Я венцы сплетал вождям, Думал перелить в потомки Души их и их детям. «Признание»
Родился в небогатой дворянской семье 3 (14) июля 1743 в деревне Кармачи Казанской губернии. В гг. учился в Казанской гимназии. В 1762 году призван в Петербург на военную службу на год раньше положенного срока и к тому же записан, хотя и в гвардейский Преображенский полк, однако, солдатом, в составе полка участвовал в дворцовом перевороте приведшем к воцарению Екатерины II.
В , уже офицером, Державин принимал активное участие в подавлении восстания Пугачева. В 1778 он пылко влюбился с первого взгляда и женился на Екатерине Яковлевне Бастидон, которую затем в течение многих лет будет воспевать в своих стихах под именем Плениры. Счастливая семейная жизнь обеспечила личное счастье поэта. В это же время дружеское общение с другими литераторами помогло ему развить природные дарования. Как писал сам Державин, с 1779 он избрал «свой особый путь». Строгие правила классицистской поэзии больше не сковывали его творчество. После сочинения «Оды к Фелице» (1782), обращённой к императрице, был награждён Екатериной II. Назначен губернатором олонецким (с 1784) и тамбовским ( ).
Свою роль на службе Отечеству и государю видел в том, чтобы быть посредником между троном и народом, чтобы остановить грабительство, или, чтобы сказать яснее, беспрестанное взяточничество, которое почти совершенно истощает людей. Будучи назначен кабинет-секретарём Екатерины II ( ), Державин не угодил императрице, был отставлен от службы при ней. Впоследствии, в 1794 г., Державин был назначен президентом Коммерц-коллегии. В министром юстиции. С 1803 находился в отставке.
Ода «Властителям и судиям» Ода «Властителям и судиям» написана по мотивам псалма пророка Асафа. Прочитайте псалом и сравните его с одой Г.Р.Державина. Псалом 81 Бог встал в сонме богов; среди богов произнес суд. Доколе судить вы будете неправильно и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и и нищему оказывайте справедливость. Не знают, не разумеют, в темноте ходят; все основания земли колеблются. Я сказал: «Вы боги, и сыны Всевышнего – все вы. Но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей». Восстань, Боже, суди землю; ибо ты наследуешь все народы».
«Властителям и судиям» - Что, по мнению Державина, должны исполнять властители и судьи? - Чем же заняты эти люди на самом деле? - Каков итог жизни каждого человека, в том числе и властителей? - К кому обращается в последних строках стихотворения Г.Р.Державин? Почему? - Какие чувства испытали вы после прочтения «Властителям и судиям»? Современно ли это стихотворение?
К.С.Аксаков писал: «Лучшие строфы Державина можно смело уподобить землетрясению – они сокрушительны. Они, действительно, раскалены и стремительно извергают каменные глыбы и языка пламени. Он грозит неправедным властителям! Колоссальная энергия высвобождается в этих стихах, и самое сильное чувство у читателя, пожалуй, удивление – оттого, что всё остается на месте: буквы, бумага, книга, и можно эти стихи снова и снова перечитывать».
Жанрово-стилевое своеобразие лирики Г. Р. Державина "Поэзия не родится вдруг, но, как все живое, развивается исторически; Державин был первым живым глаголом юной поэзии русской"; "С Державина начинается новый период русской поэзии, и как Ломоносов был первым ее именем, так Державин был вторым. Державин чисто художническая натура, поэт по призванию; произведения его преисполнены элементов поэзии как искусства" – говорил о Державине Белинский, определяя его место в российской литературе. На основе синтеза высоких и низких жанров, взаимопроникновения бытового и идеологического мирообразов лирика обрела свободу от посторонних социально-нравственных заданий и стала самоцельной. Ломоносов и Державин вместе создали русскую поэзию. Ломоносов дал ей метрические и ритмические формы - так сказать, тело, а Державин вдохнул в нее живую душу, и в его резко индивидуальном поэтическом стиле выразились универсальные эстетические основы грядущей русской лирики.
Тематика поэзии Державина Державин сделал поистине великое художественное открытие: свои красоты, своя поэзия есть и в русской жизни, и в национальном нашем характере. И русским слогом впервые эту поэзию выразил. Во всем, что его окружало, чем он сам жил и чем жили тогда русские люди, Г.Р.Державин нашел поэзию. Заздравный орел Ключ Русские девушки
Новаторство в поэзии Державина Все вышесказанное о поэзии Державина делает её неповторимой, уникальной. Мы можем смело говорить о том, что поэт привнес в поэзию много нового. Обогатил оду сочетанием возвышенного слога с лирикой и сатирой. Ввел в поэзию сельский и городской пейзаж. Прекрасное сумел увидеть в обыденном.
Старик Державин нас заметил И, в гроб сходя, благословил… А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»
Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил... Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблестели; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои Воспоминания в Царском Селе, стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминалось имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли...
Пора подведения итогов поэтической жизни ознаменована вольным переводом оды Горация "Exegi monumentum..." под заглавием "Памятник" (1795), где наряду с переводом Горация ("Так! - весь я не умру, но часть меня большая, // От тлена убежав, по смерти станет жить"), Державин вводит в свой текст конкретную поэтическую самооценку: как таковой, этот мотив тоже является горацианским, но его реалии - это поэтическая биография Державина: Что первый я дерзнул в забавном русском слове О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить. Стихотворение «Памятник»
Без того, что Державин достиг в своем творчестве, намного превысив поэтические достижения своих предшественников и современников, русская поэзия не поднялась бы до важнейшего открытия лирики русской романтической школы. Автопсихологизм Жуковского, Батюшкова, Баратынского - это следующий шаг поэзии вслед за автобиографизмом Державина. Органическое же слияние автобиографизма и автопсихологизма осуществилось в лирике Пушкина. Так определяется место Державина в истории русской поэзии: он - связующее звено национальной поэтической традиции, переходная фигура на пути от рациональной лирики к поэзии "чувства и сердечного воображения".
Автор презентации – Л.Н. Тяжелкова. Материалы взяты из Интернета