Тема урока: Класс Птицы. В нешнее строение птиц В нешнее строение птиц
Цели урока: Образовательная: повторить и обобщить знания учеников о птицах; познакомиться с основными морфологическими особенностями строения птиц; Образовательная: повторить и обобщить знания учеников о птицах; познакомиться с основными морфологическими особенностями строения птиц; Развивающие: разви тие навык ов исследовательской деятельности учащихся; Развивающие: разви тие навык ов исследовательской деятельности учащихся; Воспитательные: воспи тание бережно го отношени я к птицам, разви тие интерес а к изучению родного языка, флоры родного края. Воспитательные: воспи тание бережно го отношени я к птицам, разви тие интерес а к изучению родного языка, флоры родного края.
Исследование первое: «Внешнее строение птицы» 1. Изучите внешнее строение птицы. 1. Изучите внешнее строение птицы. 2. Опишите форму тела птицы и укажите, из каких отделов оно состоит. 3. Осмотрите голову птицы (на ее форму, размеры) 4. Найдите клюв, рассмотрите его строение.
голова шея крыло туловище Нижние конечности хвост Тело птицы состоит из головы, шеи, туловища, передних и задних конечностей и хвоста. Шея отличается большой подвижностью. Тело является опорой для прочного крепления крыльев. Хвост у птиц сильно укорочен и выполняет рулевую функцию Тело птицы состоит из головы, шеи, туловища, передних и задних конечностей и хвоста. Шея отличается большой подвижностью. Тело является опорой для прочного крепления крыльев. Хвост у птиц сильно укорочен и выполняет рулевую функцию
Строение головы На голове расположены ротовая полость и органы чувств. Челюсти заканчиваются роговыми покровами, образующими клюв. На голове расположены ротовая полость и органы чувств. Челюсти заканчиваются роговыми покровами, образующими клюв.
Исследование второе: «Зачем птице клюв?»
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КЛЮВА Роговые чехлы, одевающие клюв, менее тверды, чем зубы, но зато они легче, могут принимать любую форму, растут всю жизнь и самозатачиваются. Из-за того, что передние конечности птиц превратились в крылья, шея и голова с клювом отчасти взяли на себя их работу
Разнообразие клювов у птиц связано с разной пищей.
ПОКРОВЫ ПТИЦ
Виды перьев (по значению) Перья Контурные Покровные Маховые. Рулевые. Пуховые (сохраняющие тепло) Пуховые (сохраняющие тепло)
Строение пера Тонкая двухслойная кожа лишена потовых желёз и покрыта пухом и перьями. Перья разделяются на служащие для полёта маховые и рулевые и на одевающие тело покровные. Маховые и рулевые перья большие и жёсткие, покровные (контурные и пуховые) – небольшие и мягкие. Тонкая двухслойная кожа лишена потовых желёз и покрыта пухом и перьями. Перья разделяются на служащие для полёта маховые и рулевые и на одевающие тело покровные. Маховые и рулевые перья большие и жёсткие, покровные (контурные и пуховые) – небольшие и мягкие.
Исследование третье: «Перья птиц» 1. Исследуйте набор перьев. 2. Изучите строение контурного пера и пухового пера. 3. Определите различия между ними. 4. Заполните таблицу.
Перья делают тело обтекаемым и обеспечивают полет. По своему назначению они делятся на полетные перья (маховые и рулевые) и кроющие (головы, тела, крыльев, хвоста).
Когда птице жарко, она прижимает оперение, увеличивая его теплопроводность Когда птице жарко, она прижимает оперение, увеличивая его теплопроводность Когда птице холодно, она распушает оперение, уменьшая его теплопроводность Когда птице холодно, она распушает оперение, уменьшая его теплопроводность
Викторина «Птицы Калмыкии» 1. Как ая птиц а, обитающая в Калмыкии, поет только высоко в небе ? 2. В каком заказнике Калмыкии обитают редкие птицы: розовый пеликан, краснозобая казарка, фламинго, перевязка? 3. Переведите на русский язык названия птиц: тоhрун, хун, богшурһа, харада, hәрд, hалун, нуhсн, керә. 4. Какие птицы, обитающие в Калмыкии, занесены в Красную книгу?
Люди – человеки, страны и народы, Мы теперь навечно должники природы, Надо с этим долгом как-то расплатиться, Пусть расправит крылья раненая птица. Птица, рыбы и звери в души людям смотрят. Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря! Ведь небо без птиц – не небо! А море без рыб – не море! А земля без зверей – не земля!
Рефлексия Продолжите фразы: 1. Сегодня на уроке я узнал… 2. Сегодня на уроке я научился… 3. Сегодня на уроке мне понравилось…