Если вы хотите, чтобы ребенок знал о возможностях своего организма, стремился сохранить свое здоровье на долгие годы, а так же с интересом относился к вашему предмету, предложите ему узнать, как этого можно достичь
МОУ «Полтавский лицей» Программа предпрофильного курса «Как сохранить здоровье» Автор: Бондарюк И. В. учитель биологии МОУ «Полтавский лицей» Р.п. Полтавка- 2005г.
Пояснительная записка Мысль, что жизнь человека коротка, прочно укореняется в сознании, влияет на поведение человека, он становится беспечным в отношении своего здоровья. Разрушается биологическая, социальная и духовная природа человека. Данная программа способствует формированию у учащихся сознательного, бережного отношения к своему здоровью, потребности ведения здорового образа жизни. Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на естественный профиль. Этот курс необходим в связи с тем, что в ныне действующих учебниках недостаточно уделяется внимания и времени вопросам сохранения и укрепления здоровья
Цель данного курса: расширение понятия «здоровье»; составление учащимися сборника «Здоровый образ жизни» (выполнение творческой работы).
Задачи: практическое овладение умениями и навыками ведения здорового образа жизни; знание условий сохранения и укрепления здоровья. Курс рассчитан на 16 часов и может быть предложен в одной из учебных четвертей (16 занятий по 1 ч.). Занятия предполагают рассмотрение, как теоретических вопросов, так и выполнение практических работ.
Методические рекомендации В ходе реализации данного курса учащиеся должны знать: факторы и группы здоровья; основы здорового образа жизни; факторы риска здоровья; вредное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на здоровье человека; основные гигиенические требования; В ходе реализации данного курса учащиеся должны знать: факторы и группы здоровья; основы здорового образа жизни; факторы риска здоровья; вредное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на здоровье человека; основные гигиенические требования; овладеть умениями оценивать свое здоровье; составлять рацион и режим питания, труда и отдыха. овладеть умениями оценивать свое здоровье; составлять рацион и режим питания, труда и отдыха. В качестве контроля в заключении курса учащиеся выполняют творческие работы – составление сборника (по выбору) «Здоровый образ жизни»: - «Современные системы закаливания», «Гиподинамия и здоровье», «Вредные привычки и здоровье», «Экология продуктов питания», «Экология одежды и обуви», «Физкультура, спорт, туризм» и др. В качестве контроля в заключении курса учащиеся выполняют творческие работы – составление сборника (по выбору) «Здоровый образ жизни»: - «Современные системы закаливания», «Гиподинамия и здоровье», «Вредные привычки и здоровье», «Экология продуктов питания», «Экология одежды и обуви», «Физкультура, спорт, туризм» и др. В качестве методического пособия для обеспечения занятий можно использовать литературу : Л. А. Вовк «Как сохранить здоровье», А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов «Гигиена и здоровье школьника». В качестве методического пособия для обеспечения занятий можно использовать литературу : Л. А. Вовк «Как сохранить здоровье», А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов «Гигиена и здоровье школьника».
На вводном занятии рекомендуется познакомить учащихся: На вводном занятии рекомендуется познакомить учащихся: - что будет изучаться в данном курсе - что будет изучаться в данном курсе - с видами работ и заданий - с видами работ и заданий - с требованиями к подготовке и защиты творческих работ; - с требованиями к подготовке и защиты творческих работ; объяснить, каким образом будут подводиться итоги, и оцениваться работы объяснить, каким образом будут подводиться итоги, и оцениваться работы Требования к выполнению творческой работы: Требования к выполнению творческой работы: - наличие титульного листа - наличие титульного листа - содержательная часть - содержательная часть - наблюдения и выводы - наблюдения и выводы
Содержание курса Тема 1 Здоровье человека (4 часа ) Здоровье по определению ВОЗ. Факторы здоровья. Группы здоровья. Здоровье индивидуальное и общественно-популяционное. Здоровье как характеристика личности. Образ жизни. Отношение человека к здоровью как ценности. Физическое и психическое здоровье. ЗОЖ. Режим ограничений и нагрузок. Факторы риска здоровья. Практические занятие – Оценка своего здоровья по 6 показателям. Экспресс- оценка уровня здоровья.
Тема 2 Физическое здоровье ( 7 часов ) Тема 2 Физическое здоровье ( 7 часов ) Двигательная активность – условие развития и совершенствования организма. Значение движения. Причины снижения физической активности. Гиподинамия. Направления в занятиях физической культурой. Двигательная активность – условие развития и совершенствования организма. Значение движения. Причины снижения физической активности. Гиподинамия. Направления в занятиях физической культурой. Питание и здоровье. Рацион и режим питания. Принципы рационального питания. Диетическое питание. Раздельное питание. Пищевые отравления. Влияние алкоголя и никотина на органы пищеварения. Питание и здоровье. Рацион и режим питания. Принципы рационального питания. Диетическое питание. Раздельное питание. Пищевые отравления. Влияние алкоголя и никотина на органы пищеварения. Гигиена дыхания. Методы оздоровительного дыхания: Бутейко, Стрельниковой. Профилактика респираторных вирусных инфекций. Закаливание организма и его значение. Способы закаливания. Баня как средство закаливания организма, ее целебные свойства. Гигиенические требования к одежде и обуви. Гигиена дыхания. Методы оздоровительного дыхания: Бутейко, Стрельниковой. Профилактика респираторных вирусных инфекций. Закаливание организма и его значение. Способы закаливания. Баня как средство закаливания организма, ее целебные свойства. Гигиенические требования к одежде и обуви. Навыки личной гигиены. Гигиена девушки и юноши Навыки личной гигиены. Гигиена девушки и юноши Практические занятия – Определение осанки. Упражнения для формирования правильной осанки. Составление рациона и режима питания школьника Практические занятия – Определение осанки. Упражнения для формирования правильной осанки. Составление рациона и режима питания школьника
Тема 3 Психическое здоровье ( 4 часа ) Тема 3 Психическое здоровье ( 4 часа ) Настроение человека. Причины различного настроения человека. Эмоции- положительные и отрицательные. Оптимисты и пессимисты. Создание хорошего настроения. Работоспособность и ее поддержание. Активный отдых. Организация учебного труда. Гигиена физического труда. Гигиена сна. Настроение человека. Причины различного настроения человека. Эмоции- положительные и отрицательные. Оптимисты и пессимисты. Создание хорошего настроения. Работоспособность и ее поддержание. Активный отдых. Организация учебного труда. Гигиена физического труда. Гигиена сна. Практические занятие Практические занятие - психологический тренинг - психологический тренинг
Защита творческих работ Защита творческих работ
Приложение Учебно – тематический план п.п п.п Тема занятия Тема занятия Кол- во часов 1. Тема 1 Здоровье человека Тема 1 Здоровье человека ( 4ч.) ( 4ч.) Факторы и группы здоровья. Факторы и группы здоровья.1 2, 3 Оценка уровня здоровья – практическая работа практическая работа2 4. Здоровье как характеристика личности 1
5. Тема 2 Физическое здоровье ( 7ч.) Тема 2 Физическое здоровье ( 7ч.) Двигательная активность – условие развития и совершенствования организма 1 6,7 Определение осанки. Упражнения для формирования правильной осанки – практическая работа практическая работа2 8 Питание и здоровье Питание и здоровье1 9 Рацион и режим питания школьника – практическая работа практическая работа1 10 Здоровое дыхание Здоровое дыхание1 11 Закаливание организма. Личная гигиена 1
12 Тема 3 Психическое здоровье ( 4ч.) Тема 3 Психическое здоровье ( 4ч.) Настроение человека. Эмоции Гигиена учебного труда 1 14,15 Мое настроение (психологический тренинг) (психологический тренинг)2 16 Защита творческих работ 1