Элективный курс «Грамматика с увлечением» 9 класс 17часов
Пояснительная записка Речь – одна из составляющих нашей национальной культуры. Перед нами стоит задача: развивать речь, научить владеть словом – значит создать условия для реализации творческих возможностей личности. Важно довести до сознания учащихся, что процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека. Формирование практических умений и навыков, связанных с правильным, коммуникативно-целесообразным использованием языковых средств в речи (тексте), определяет результативность в усвоении других школьных предметов, а в дальнейшем – вузовских дисциплин, создаёт предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной и будущей производственной жизни.
Для решения этих задач мы взяли программу элективного курса в СПб АППО. Авторы курса: учителя русского языка и литературы Юдина С.Н. и Готовцева Л.А. Профильный элективный курс «Грамматика с увлечением» предназначен для учащихся девятых классов. Курс рассчитан на 17 учебных часов. Цель элективного курса: расширить знания учащихся о родном языке, побудить интерес к изучению русского языка, выявить одаренных в лингвистическом отношении учащихся, развивать любознательность, инициативность, самостоятельность учащихся.
Важным принципом организации элективного курса должна быть преемственность и перспективность в усвоении знаний, т.е. должна быть тесная связь между основным и элективным курсами русского языка. Особое внимание надо уделять занимательности. Мы разрабатывали уроки по темам курса, подбирали занимательный материал.
Содержание курса: 1.Презентация курса. Знакомство с профессиями филологического профиля.(2ч.) 2. Речь правильная и речь хорошая; тропы, стилистические фигуры, звуки в поэтической речи.(4ч.) 3. Слово в художественном тексте. (4ч.) 4. Трудности в образовании словоформ. (4ч.) 5. Выразительные возможности синтаксических конструкций. (4ч.)
Урок на тему: «Звуки в поэтической речи. Звуковые средства художественной выразительности» Цели: 1.Повторить известные учащимся звуковые средства языковой выразительности и продолжить работу по распознаванию их в тексте 2.Выявить их роль в организации художественного текста. 3.Продолжить работу по комплексному анализу текста. 4.Воспитывать у учащихся чувство уважения к родному языку.
Тема урока «Звуки в поэтической речи» провоцирует интеграцию русского языка и литературы. Говорить о звуковых средствах выразительности без художественного текста невозможно. Отталкиваясь от этого обстоятельства, мы усиливаем мотивационный момент урока: дети должны услышать, как по-разному звучат тексты, где как будто применяются одни и те же средства художественной выразительности. А это означает, что тем самым мы провоцируем их задуматься над ценностью подлинного поэтического слова, над ценностью неформального понимания родного языка. Таким образом, мы решаем главную задачу: добиться восприятия предмета, который предлагается, неформально. Это выводит их на широкий круг проблем и их понимание.
В начале урока обозначается проблема: одни и те же средства выразительности речи могут играть разную роль, отсюда вопрос – как научиться слышать музыкальность нашей речи? Мотивация: на примере анализа стихотворения А.С.Пушкина показать работу различных средств языковой выразительности в контакте со средой поэтической речи. Организация поэтической речи – это принципиально иной способ передачи информации. Речь – одна из составляющих национальной культуры. Ценностные ориентиры: сознание необходимости сохранения красоты, напевности, разнообразия нашей речи. Живое личностное общение. Интеграция: межпредметная связь (русский язык, литература, история), постановка проблемы, связанной с освоением будущих профессий, где владение хорошей речью – залог успеха.
Звуки в поэтической речи. 1. Люблю березу русскую, То светлую, то грустную. (А. Прокофьев) 2. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн. (К. Бальмонт) 3. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн. (К. Бальмонт) 4. Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, И общей не уйдет судьбы. (Гаврила Державин)
Буря Ты видел деву на скале В одежде белой над волнами Когда, бушуя в бурной мгле, Играло море с берегами, Когда луч молний озарял Ее всечасно блеском алым И ветер бился и летал С ее летучим покрывалом? Прекрасно море в бурной мгле И небо в блесках без лазури; Но верь мне: дева на скале Прекрасней волн, небес и бури. А.С.Пушкин
Функции языка и речи Коммуникативная функция Язык – средство связи между людьми Информативная функция Язык – средство сообщения информации Культурно-историческая функция Язык – хранитель исторической памяти народа Этническая функция Язык для этноса (народа) – объединяющий фактор, знак национально-культурной идентичности Экспрессивная функция Язык служит для передачи чувств и эмоций Рефлексивная функция Речь для человека – это и средство разговора с самим собой, инструмент рефлексии