МОУ «Снежская средняя общеобразовательная школа» п.Путёвка, ул.Школьная,1 Брянского района Брянской области, тел Районный конкурс медиатворчества «ОКНО В МИР» Номинация «Медиапрезентации» « И Д У Н А У Р О К» (литература) Работу выполнила Работу выполнила Орешко Оксана Викторовна, Орешко Оксана Викторовна, учитель русского языка и литературы. учитель русского языка и литературы.
Евангельские мотивы в романе Ф.М.Достоевского «П р е с т у п л е н и е и н а к а з а н и е» Евангельские мотивы в романе Ф.М.Достоевского «П р е с т у п л е н и е и н а к а з а н и е»
Содержание Введение. Вопрос веры в творчестве Достоевского. Введение. Вопрос веры в творчестве Достоевского. Основная часть. Евангельские мотивы в романе «Преступление и наказание». Основная часть. Евангельские мотивы в романе «Преступление и наказание». Заключение. Заключение.
М.М. Дунаев:«Если в произведении с несомненной религиозной серьезностью осмысления бытия цитируется Священное Писание-…то пренебречь этим – значит обречь себя на полное непонимание всего художественного текста.» Вопрос веры в творчестве писателя
[1] Я сложил себе символ веры, в котором все для меня ясно и свято. Этот символ очень прост; вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Ф.М.Достоевский
Евангельские мотивы в романе Мотив веры и безверия Евангельский мотив жертвы Мотив Страшного Суда Мотив крестных мук, крестного пути Мотив Воскресения
Тема веры и безверия в произведениях Ф.М.Достоевского «Идиот» «Бесы» «Братья Карамазовы» «Преступление и наказание»
Вопрос о вере становится центральным в романе, и возможность будущего воскресения героя для жизни новой напрямую зависит от решения этого вопроса.
Вера Сонечки и безверие Раскольникова « Я есмь воскресение и жизнь, верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня не умрет во век». « Я есмь воскресение и жизнь, верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня не умрет во век». « Я не верую в будущую жизнь».
Мотив Страшного Суда ( монолог Мармеладова) « Приидет Судия в тот день и спросит: «А где дщерь, что отца своего земного, пьяницу непотребного, не ужасаясь зверства его, пожалела?.. Прощаются же и теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила много…» « Приидет Судия в тот день и спросит: «А где дщерь, что отца своего земного, пьяницу непотребного, не ужасаясь зверства его, пожалела?.. Прощаются же и теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила много…»
Мотив жертвы (Соня, Дуня) «Ненасытимое сострадание» - вот что заставляет переступить Соню через себя. Её жертва – христианская по своей сути. Христос ничем не облегчил страдания бедных и униженных, но он страдал вместе с ними и мучительнее их. Он, взойдя на крест, взял на себя наибольшее страдание, какое способен вытерпеть человек. В этой-то напрасной жертве и было высшее проявление его любви к людям. В образе Сони для Достоевского и заключена эта идея Христа. Мотив её поступка не в желании спасти близких, а в невозможности их спасти. Она не может им помочь – и она не может спокойно наблюдать их страдания, но может лишь взять на себя ещё большее страдание, чем они.
Мотив крестных мук, крестного пути Узнав о преступлении Раскольникова, Соня не только посылает его на переКРЕСТок, но и готова взвалить на себя его крест и идти с ним вместе до конца: « Вместе страдать пойдем, вместе и крест понесем!...» Узнав о преступлении Раскольникова, Соня не только посылает его на переКРЕСТок, но и готова взвалить на себя его крест и идти с ним вместе до конца: « Вместе страдать пойдем, вместе и крест понесем!...» « Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». « Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».
Мотив Воскресения (легенда о воскресении Лазаря) Вне веры невозможно постижение евангельского события. Вне веры невозможно и воскресение героя, ибо герой романа и есть этот четверодневный смердящий Лазарь, жаждущий воскрешения и отчаивающийся в надежде на него. Жаждущий веры и не могущий её обрести. Вне веры невозможно постижение евангельского события. Вне веры невозможно и воскресение героя, ибо герой романа и есть этот четверодневный смердящий Лазарь, жаждущий воскрешения и отчаивающийся в надежде на него. Жаждущий веры и не могущий её обрести. «Их воскресила любовь…он воскрес, и он знал это… Под подушкой его лежало Евангелие… Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря».
Человек, отпавший от Бога, по Достоевскому, теряет способность различать добро и зло и несет страшную опасность для всего человечества.
Использованная литература Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». – М., 2002 Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». – М., 2002 Дунаев М.М. - Православие и русская литература. – М.,1997. – Ч.3. – С.345. Дунаев М.М. - Православие и русская литература. – М.,1997. – Ч.3. – С.345. Коган В.Ф. – Вечное и текущее (Евангелие Достоевского и его значение в жизни и творчестве писателя)//Достоевский в конце ХХ века. – М., Коган В.Ф. – Вечное и текущее (Евангелие Достоевского и его значение в жизни и творчестве писателя)//Достоевский в конце ХХ века. – М., О.А.Мурашова. - Евангельские мотивы в прозе Ф.М.Достоевского// Литература в школе, 2 – 2007.– С 24. О.А.Мурашова. - Евангельские мотивы в прозе Ф.М.Достоевского// Литература в школе, 2 – 2007.– С 24.