Философская лирика А.С. Пушкина» «Философская лирика А.С. Пушкина»
Пушкин есть пророчество и указание. Ф.М. Достоевский «Пушкин». «Пушкин». 1. Какие произведения называются философскими? 2. Когда человек обращается к философским произведениям?
…Вновь я посетил…. Стихотворение написано 26 сентября 1835 г. в Михайловском, куда Пушкин приехал после восьмилетнего перерыва. За день до создания стихотворения Пушкин пишет жене: В Михайловском нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей (Арина Родионовна умерла в 1828 году) и что около знакомых старых сосен поднялась во время моего отсутствия молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу. Но делать нечего; все кругом меня говорит, что я старею…
Прочитайте стихотворение «Вновь я посетил…». - Прочитайте стихотворение «Вновь я посетил…». - Сравните ход поэтической мысли в письме к жене. ) Сколько частей в стихотворении? 1) Сколько частей в стихотворении? 2) Давайте представим Пушкинскую словесную картину, нарисуем образы, которые создал поэт в стихотворении. 3) Какой образ, образы занимают центральное место? 4) Какова идея стихотворения? ( Идея вечного обновления природы, идея бессмертия в материалистическом смысле. Материя не исчезает, явления природы и человек как часть ее бессмертны, т.к. в природе все диалектически изменяется: на смену старому вырастает новое. Эта философская идея выражена в образе неизменно обновляющего леса.)
5) Какой образ помогает поэту передать раздумья о смысле бытия? Образ Времени как философской категории Образ Времени как философской категории. 6) Как удается его создать поэту? Перед нами прошлое, настоящее и будущее Жизнь, по мнению поэта, есть сцепление прошлого, настоящего и будущего. Это есть единое целое под общим названием Вечность, которая существует независимо от человека, от его воли. 7 ) Какой художественный образ воплощает в себе поэтическую мысль о вечной жизни?
- В чем смысл жизни по Пушкину? В памяти. Мы все – часть друг друга. Мы все едины. Человек с человеком. Человек с природой. И поэтому время не разрывается в сознании, не распадается связь времен. Жизнь человека имеет смысл
Художественные особенности стихотворения: Художественные особенности стихотворения: ФонетическиеЛексическиеСинтаксические Интонация Аллитерация Сравнения Метафора Эпитеты Свободное синтаксическое построение Перенос смысла и части фразы
- Почему начато стихотворение с многоточия и упоминается не об уголке, а об уголке земли? Что достигается этими деталями? Говоря об общем законе природы, Пушкин поднимает свое поэтическое повествование на большую философскую высоту. Глагольные временные формы (настоящее и прошедшее время) рождают ощущение текучести, подвижности времени. Философская лирика Пушкина – познание и открытие мира с его вечными законами жизни, приобретение жизненного опыта, наполнение духовного пространства души. Вывод: Философская лирика Пушкина – познание и открытие мира с его вечными законами жизни, приобретение жизненного опыта, наполнение духовного пространства души.
- Прочитайте стихотворение «Брожу ли я по улицам шумным» - Какие общие мотивы в стихотворениях «… Вновь я посетил…» и «Брожу ли я по улицам шумным» - Какая дума («мечты») преследует поэта и почему? Мысль о смерти преследует поэта неотступно - Меняется ли душевное состояние лирического героя в стихотворении? Как бы ни различались ситуации (суета «улиц шумных», торжественное величие «многолюдного храма», кипенье «юношей безумных»), резкое несходство обстановки не изменяет душевного состояния поэта: «Я предаюсь моим мечтам». - Почему слово «мечты» оказывается особенно горьким? Так как «мечты» не раздвигают границ жизни, а ведут к оцепенению.
- Как в стихотворении подчеркнуто всевластие мысли о смерти ? Множественностью ситуаций и действий, которые неизбежно ведут к общему итогу. Многократные «ли» («ль») лишь обнаруживают странную завороженность поэта мыслью о смерти. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных Гляжу ль на дуб уединенный... Младенца ль милого ласкаю... - Какой ответ готов на все это многообразие жизни? Ответ непреклонный, как приговор. Строки, завершающие первые четыре строфы стихотворения, тверды, лаконичны, как афоризм: «И чей-нибудь уж близок час», «Мне время тлеть, тебе цвести».
Как угрюмая тень, мысль о смерти затмевает жизнь: Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды И чей-нибудь уж близок час. Мрачная мысль становится душевным пленом поэта. Она окрашивает горечью и мирное спокойствие природы, и человеческую нежность. -Каким чувством проникнуты строки : Гляжу ль на дуб уединенный, Я мыслю: патриарх лесов Переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов. - Дарует ли природа утешение лирическому герою? природа замкнута в своем спокойствии, отъединена от человека.
- Схожи ли судьбы человека и природы? Почему? У человека и природы разная судьба, «век забвенный» для поэта обиден бесследностью существования. «Патриарх лесов» не подчинен стремительному бегу. Существует ли человеческая связь? - Существует ли человеческая связь? Зачем поэт вводит в стихотворение образ детства? - Зачем поэт вводит в стихотворение образ детства? И в нежной беспечности детства то же равнодушие, что и в природе. Поэтому ощущение пропасти, разделенности поэта и жизни усиливается: Тебе я место уступаю: Мне время тлеть, тебе цвести.
- Как вы представляете себе картину последней строфы стихотворения? Конец стихотворения это освобождение от мысли о всеобщем оцепенении. У жизни есть будущее, жизнь в целом неподвластна смерти. В сиянии вечной красы природы растворяется уныние, владевшее поэтом на протяжении всего стихотворения. И интонация меняется, она становится призывной и торжественной.
«Погасло дневное светило…» Из воспоминаний поэта: «проснувшись, я увидел картину пленительную: разноцветные горы сияли; плоские кровли хижин татарских издали казались ульями, прикрепленными к горам, тополи как зеленые колонны, стройно возвышались между ними. Справа огромный Аю-Даг… и кругом это синее чистое небо, и светлое море, и блеск, и воздух полуденный»
- Почему это стихотворение называют элегией? Элегия – жанровая форма лирики – представляет собой философские размышления, грустные раздумья о жизни, судьбе человека - На сколько частей можно разделить стихотворение? - Каким предстает в первой части «берег отдаленный»? - Какими предстают «отечески края»? - Какая традиционная для романтизма тема звучит в этом стихотворении?
Какие характерные признаки для романтического мироощущения содержит стихотворение? - Какие характерные признаки для романтического мироощущения содержит стихотворение? Тоскующий беглец, покинутая навсегда родина, намеки на «безумную любовь», на обман - В чем смысл символических образов моря и паруса? Чем они созвучны душе лирического героя? Герой непросто находится на границе стихий (между океаном, небом и землей), а на границе дня и ночи; между «безумной любовью прежних лет» и дальними пределами.
Элегия « К морю» (1824) «К морю» - своеобразный итог целому периоду в жизни Пушкина ( годы южной ссылки); это прощание поэта с морем и романтической поэзией. Байрон и Наполеон. Автор назвал их « властителем дум»» молодого поколения. Байрон сражается за свободу греческого народа. Умер на чужбине, в Миссолунгах, в 1824 г. Декабрист А.А.Бестужев писал: «Смерть сорвала с неба эту золотую звезду, и какое-то отчаянное эхо его нападения отозвалось в сердцах у всех людей благомыслящих…Он умер, но какая завидная смерть…Он завещал человечеству великие истины в изумляющем даровании своем, а в благородстве своего духа пример для возвышенных поэтов». Наполеон в эпоху Отечественной войны 1812 года воспринимается как завоеватель, тиран. Но прошло время… Наполеон стал легендарной личностью, героем Франции. Его смерть на острове святой Елены воспринималась как национальная трагедия.
Имена Байрона и Наполеона часто сопоставлялись современниками. П.А.Вяземский писал: «Наполеон на скале святой Елены и Байрон в Миссолунгах! Вот два поэтических фароса, которые освещают нашу глубокую ночь». ( Фарос - по-гречески - «маяк»). Сопоставление Байрона И наполеона в стихотворении Пушкина не было неожиданным. Байрона и Наполеона сближала их судьба, романтический ореол изгнанников.
-Как Пушкин называет море? Какими словами характеризует его мощь, красоту и силу? -Как Пушкин называет море? Какими словами характеризует его мощь, красоту и силу? -Почему Пушкина так увлекает море? Что сближает поэта и море? -Почему Пушкина так увлекает море? Что сближает поэта и море? Образ моря величествен, прекрасен. Море близко поэту, потому что представляется ему воплощением свободы, вольной стихии, мощи, гордой красоты Какие эпитеты и сравнения употребляет поэт? Какое настроение они создают? - Какие эпитеты и сравнения употребляет поэт? Какое настроение они создают? -Почему поэт, говоря о море, называет его: «Моей души предел желанный»? -Почему поэт, говоря о море, называет его: «Моей души предел желанный»? Предел – это совершенство, идеал, последняя высшая ступень чего- либо. «Моей души предел желанный» - море- символ свободы, а Пушкин стремиться к свободе. Это и есть его «предел желанный»
-В чем смысл противопоставления Байрона и Наполеона? Как эти «властители дум» связаны с образом моря? «Властители дум» - Наполеон и Байрон, воин и поэт – носители идеи свободы и в то же время они его жертвы. Пушкина в Байроне привлекают такие черты, как свободолюбие («исчез, оплаканный свободой»), неукротимый дух борца, гениальность («умчлся гений») -Почему оказалось нереализованной романтическая мечта поэта свободе? -Почему оказалось нереализованной романтическая мечта поэта свободе? Поэта удерживает не только «могучая страсть», но и понимание неосуществимости «желанной свободы». «Судьба людей повсюду та же…» -Стихотворение «К морю» относится к романтическим. Выделите черты романтизма. -Стихотворение «К морю» относится к романтическим. Выделите черты романтизма. Стихотворение пронизано романтическим настроением; романтический пейзаж, романтично гордое одиночество поэта, романтичны его скорбные думы о судьбах человечества. Обращение к морю, океану, как будто стирается грань между природой, стихией и человеком.