Столяров А.И., к.э.н, доцент кафедры фондового рынка и рынка инвестиций Государственного университета – Высшей школы экономики
«Приватизация – это дорога, которая ведет к расширению владения акциями широкой публикой, снижению власти государства и увеличению общественной силы. Способы приватизации могут быть различны …..но фундаментально значение приватизации не может быть переоценено»
Задачи приватизации Сокращение дефицита бюджета Снижение доли государства Создание слоя собственников Развитие рынка капитала Повышение эффективности экономики (Р.Лапорта и Ф.Лопес де Силанес – 218 мексиканских компаний превратились в прибыльные)
Самое главное Сокращение роли бюрократии Усиление конкуренции Поворот компаний к потребителям продукции Создание конкурентной среды
Сопутствующие меры (В.Британия) Отмена субсидий Маркетизация Принятие программы частного финансирования (PFI) Консьюмеризм Децентрализация управления Либерализация (отмена привилегий)
Способы приватизации Продажа пакетов акций стратегическим инвесторам, частная продажа (Ванинский морской порт) Публичная продажа акций на открытых торгах (PIPO, SIP) целиком или частями Выкуп акций служащими, работниками и рабочими приватизируемого предприятия Распродажа имущества Выкуп менеджментом Передача персоналу безвозмездно Contracting out Дробление компании
Каков порядок продажи? Первым следует продавать успешные компании Отчего зависит способ приватизации?
Особенности приватизации в естественных монополиях Главное – создание конкурентной среды Контроль за ценообразованием (тарификация) Значение постприватизационного регулирования Есть опасность воссоздания государственно- частной монополии
Создает ли приватизация «народный капитализм»? Расширение числа акционеров Расширение числа собственников среди персонала Ответ непрост
Иностранные инвесторы – 29% Государственный сектор – 4% Домохозяйства – 16% Частные нефинансовые компании – 19% Частные финансовые компании – 32% Иностранные инвесторы – 32% Государственный сектор – 0% Домохозяйства – 15% Частные нефинансовые компании – 2% Частные финансовые компании – 51% 10
Приватизация и корпоративное управление Примеры «народных IPO» говорят о необходимости повышения прозрачности компаний Об усилении влияния миноритарных акционеров Изменении парадигмы корпоративного управления
Исследования по SIP В среднем уровень недооценки (проблема первого дня) такой же как и для частных IPO Возникают три вопроса Как передавать контроль? Как формировать ценообразование? Как размещать акции?
Передача контроля Продажа целиком Продажа частями Сохранение доли государства (какой и каким образом)
Как формировать цену Тендерное предложение Book-building Fixed price
Как размещать? Есть ли льготы у какой-либо группы инвесторов Розничные, иностранные, институциональные, работники компании Какие банки лучше использовать – ведущие инвестбанки мира или опираться на своих, чтобы формировать национальных чемпионов Останутся ли какие-то ограничения (кроме того используется индекс Экономической свободы, доля государственных расходов в ВВП)
Выводы из исследований Доходы положительно связаны с продаваемой долей Негативная корреляция с характером (популистским характером) приватизации Позитивно связано с уровнем неравенства доходов Не зависит от размера компании S.L.Jones, W.Megginson, R.Nash, J.Netter (1999
Популизм или нет? Главное – не максимизация доходов, а создание конкурентной среды Четко озвученная стратегия приватизации
Чиркова Е.В.Кокорев Е.В. (2010) Народные IPO имеют положительную недооценку и отрицательную долгосрочную доходность Недооценка положительно коррелирует с размером переподписки и долей розничных инвесторов в размещении
Спасибо за внимание