Букет вежливых слов.
» учитель начальных классов «МОУ Гоноховская СОШ Завьяловского района Алтайского края»
Апробация метода проектов в современных условиях показывает, что с его использованием эффективность процесса воспитания возрастает. Он позволяет реализовать ряд важнейших теоретических положений концепции воспитания, открывает новые возможности в программировании воспитательного процесса. Что такое метод проектов? Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: « проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью…». Основной принцип проектного метода гласит, что исходным пунктом обучения должны служить детские интересы сегодняшнего дня… Громадное педагогическое значение имеет место, отводимое методом проектов принципу самодеятельности и от всего сердца производимой работы ученика… Внимание детей все время держится напряженным, от них требуется постоянная активная работа, они должны сами себе наметить программу занятий и интенсивно ее выполнять для того, чтобы, успешно проработав одно задание, приниматься за другое…
Проект есть слияние теории и практики, заключает в себе не только постановку умственной задачи, но и практическое выполнение ее… Специфика метода проектов заключается в том, педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоения ребенком окружающей среды; педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на собственный опыт ребенка. Метод проектов - один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду процессов освоения ребенком окружающего мира, стихию влияний окружающей среды на ребенка. Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста - от проекта к проекту.
Основной целью проектной деятельности является оптимальное развитие личности каждого ученика, формирование у учащихся соответствующих качеств мышления. Задачи: - формирование у младших школьников элементов научного мировоззрения. - развитие абстрактного мышления и речи. - воспитание патриотизма и гражданственности; - уважение к культуре и истории своей страны; - учить взаимодействию и взаимовыручке в коллективе; - развивать исследовательские и творческие способности учеников, умение планировать свою работу; - актуализировать знания, умения и навыки ребенка; - развивать взаимодействия между родителями и детьми, родителями и школой.
Воспитание включает в себя культуру нашей речи. Речь младших школьников, несмотря на их юный возраст, уже насыщена «сорными» словами. Чем раньше они от них избавятся, тем лучше. Представим, что все наши слова - это сказочные растения. Красивые слова - это благоухающие цветы. Плохие, лишние слова – некрасивая, ядовитая, сорная трава. Мы нашли в классе место для «клумбы» каждого ученика. Все дети –садовники, которые высадят и красивые, и сорные слова. Всем хочется, чтобы « сорных» слов было меньше. Только вот дело в том, что сорняк погибает не сразу, а только в том случае, если не повторить в течение всего дня. Проект завершается классным часом «Чтобы радость друг другу дарить, надо добрым и вежливым быть». Всем, кто избавился от «сорняков», вручаются медали в разных номинациях.
Что мы хотим сделать? Мы хотим научиться общаться друг с другом. Знать как можно больше красивых, добрых слов. Употреблять в речи вежливые слова, а от «сорных» слов избавиться. Как будет называться наш проект? «Букет вежливых слов». Что будет главным его результатом? Мы станем добрее и вежливее. К кому мы обращаемся за советом? К родителям, взрослым, учителю.
Вместе с родителями мы вспомнили вежливые слова, нарисовали цветочки и на них написали вежливые слова. «Посадили» клумбы в классе для растений. В конце дня подводим итоги и «садим» растения. Если «посадили» цветок – радуемся, появился «сорняк» - стараемся исправить. Каждый день «сорных» слов становиться меньше. Итоги подведем на классном часе.
Выполнили то, что задумали? Да. Все ли получилось так, как задумывали? Нет. Еще появляются в речи «сорные» слова. Что было сделано хорошо? Совместная работа с родителями. Красивыми получились клумбы. Каждый ученик получил медаль в разных номинациях. Что было сделано плохо? Было обидно, что появлялись «сорняки». Что было выполнять легко, а что трудно? Легко – «садить» цветы. Трудно не произносить «сорных» слов. Кого благодарим за помощь? Благодарим родителей, друзей, учителей.
Ученик Определяет цель деятельности. Открывает новые знания. Экспериментирует. Выбирает пути решения. Активен. Субъект обучения. Несет ответственность за свою деятельность.
Учитель Помогает определить цель деятельности. Рекомендует источники получения информации. Раскрывает возможные формы работы. Содействует прогнозированию результатов. Создает условия для активности школьника. Партнер ученика. Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.
petropavl.kz skoipkppk/page6/sampo/36.shtml ayalyalakansko.kz ru/news/2010/03/ zaxarovanv.ucoz.ru index/0-4 abanschool3.ucoz.ru