БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра международного частного и европейского права Магистерская диссертация на тему: «Обеспечительные меры в международном коммерческом арбитраже» Выполнил: Аль-Хайдар Амир Касимович Магистрант ФМО БГУ Научный руководитель: Данилевич Александр Станиславович, доцент, кандидат юр.наук МИНСК 2010
Цель работы исследование правового механизма принятия обеспечительных мер в международном коммерческом арбитраже предложение возможных вариантов более прогрессивного регулирования института обеспечительных мер в праве Республики Беларусь 2
Задачи изучение нормативных правовых актов, учебной и научной литературы по теме сравнительный анализ правового регулирования обеспечительных мер в законодательстве различных государств рассмотрение деятельности Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) в области обеспечительных мер изучение судебной практики 3
Виды обеспечительных мер по предупреждению ущерба, поддержанию и сохранению статус-кво по содействию исполнению арбитражного решения по сохранению доказательств 4
Подходы государств к компетенции арбитров и суда предписывать обеспечительные меры 5 Только международный арбитражный суд, за редким исключением, обладает компетенцией предписывать обеспечительные меры в ходе арбитражного разбирательства Англия, Уэльс, Гонконг Право выносить обеспечительные меры закреплено исключительно за компетентным государственным судом Франция, Италия, Греция, Аргентина, Япония, Швейцария Конкурирующая компетенция международного арбитражного суда и системы государственных судов Государства, законодательство которых основано на Типовом Законе ЮНСИТРАЛ «О международном торговом арбитраже» 1985 г. (Германия, Беларусь, Россия, Украина, Испания и др.)
Особенность компетенции арбитражного суда распоряжаться об обеспечительных мерах меры по обеспечению принимаются только в отношении сторон арбитражного соглашения (поскольку арбитражное соглашение не влечет юрисдикцию арбитражного суда для третьих лиц) арбитражный суд не может выносить меры обеспечения до того, как сформирован состав арбитров полномочия арбитражного суда предписывать обеспечительные меры нередко ограничены вопросами, согласованными сторонами или международными нормами, которые стороны выбрали для регулирования своего арбитражного разбирательства 6
Основания к отказу в признании и приведении в исполнение обеспечительных мер (ст. 17 I Типового Закона ЮНСИТРАЛ «О международном торговом арбитраже» 1985 г. (с изменениями, принятыми в 2006 г.) Суд отказывает по просьбе стороны если: одна из сторон арбитражного соглашения была в какой-либо мере недееспособна или это соглашение недействительно по законодательству, которому стороны подчинили это соглашение, а в отсутствие обозначения такого законодательства – по законодательству страны, где были вынесены меры сторона, против которой применяется обеспечительная мера, не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве либо по другим причинам не могла представить свои аргументы обеспечительная мера вынесена по спору, не предусмотренному для разрешения в арбитраже, или не подпадающему под условия обращения в арбитраж состав арбитражного суда или арбитражная процедура не соответствовали соглашению сторон или, в отсутствие такового, не соответствовали законодательству той страны, где проводился арбитраж решение арбитражного суда в отношении предоставления обеспечения в связи с обеспечительной мерой, вынесенной арбитражным судом, не было выполнено; обеспечительная мера была отменена или приостановлена арбитражным судом или, если на то имеются соответствующие полномочия, судом государства, в котором проводится арбитраж или в соответствии, с законодательством которого была предписана 7
Основания к отказу в признании и приведении в исполнение обеспечительных мер (ст. 17 I Типового Закона ЮНСИТРАЛ «О международном торговом арбитраже»1985 г. (с изменениями, принятыми в 2006 г.) По собственной инициативе суд отказывает, если найдет что: обеспечительная мера несовместима с полномочиями, предоставленными суду, если только суд не примет решения об изменении формулировки этой обеспечительной меры в той степени, в которой это необходимо для ее приведения в соответствие с его собственными полномочиями и процедурами для целей приведения этой обеспечительной меры в исполнение и без изменения ее существа объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по законам данного государства признание и приведение в исполнение этой обеспечительной меры противоречит публичному порядку данного государства 8
Результаты работы раскрыто понятие и сущность обеспечительных мер в международном коммерческом арбитраже предложена классификация мер обеспечения, принимаемых в ходе арбитражного разбирательства исследована проблема принятия и приведения в исполнение обеспечительных мер проанализированы результаты деятельности ЮНСИТРАЛ по унификации норм об обеспечительных мерах предложены варианты более прогрессивного регулирования института обеспечительных мер в праве Республики Беларусь 9
Спасибо за внимание! 10