«Лишнее слово» 1) Осе…ий, лебед…ый, дли…ый; 2) серебр..ый, дерев..ый, багр..ый; 3) бара..ий, ра..ий, павли…ий; 4) соломе..ый, ветре..ый, сенсацио..ый. 5)…, …, ….
«Лишнее слово» Лебединый, деревянный, ранний, ветреный.
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных
Суффикс, как скульптор, лепит слово во всей его красе… В.П.Угольникова
Цели урока 1. Закрепить… 2. Учиться… 3. Познакомиться с …
Цели урока 1. Закрепить правило правописания суффиксов –н- и -нн- в прилагательных; 2. Учиться правильно писать имена прилагательные с –н- и –нн-; 3. Познакомиться с новым словарным словом.
-Н- 1. –ин- (гусиный) 2. – ан-, -ян- (кожаный, жестяный) Искл.-?
Загадка Поля стеклянные, Межи деревянные, Ручки оловянные.
-НН- 3) н + -н- (весенний) 4) –онн-, - енн- ( авиационный, восторженный)
Исключения 3.Свиной, бараний, обезъяний, павлиний, сазаний, тюлений, фазаний.
4. ветреный, ветряная оспа.
Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных -н- -нн- 1. –ин- (гусиный) 2. – ан-, -ян- (кожаный, жестяный) Искл. Стеклянный, оловянный, деревянный 3) н + -н- (весенний) Искл. Свиной, бараний, обезъяний, павлиний, сазаний, тюлений, фазаний. 4) –онн-, - енн- авиационный, восторженный ИСКЛ. ветреный, ветряная оспа.
1) –ин- :,, 2)-ан-, -ян-:,, 3) слова – исключения:,, 4) н + -н-:,, 5) –онн-:,, 6) – енн-:,, 7)слово – исключение:
Примеры 1. Лебединый, звериный, муравьиный; 2. песчаный, полотняный, торфяной; 3. оловянный, стеклянный, деревянный; 4. былинный, лимонный, длинный; 5. экскурсионный, дивизионный, авиационный; 6. вещественный, восторженный, общественный; 7. ветреный.
Словарно- орфографическая работа ОБЫСК- букву, обозначающую парный глухой твердый согласный звук, который может быть приставкой; + новый + тыквенный + орлиный
Обыкновенный
Обыкновенный предмет Деревянные, кухонные, серебряные, драгоценные
Обыкновенный предмет Нож - самый старый из столовых приборов. До бронзового века ножи были деревянными. С появлением металла кухонные ножи стали делать из железа и стали. Ножи для сервировки стола были серебряными или золотыми. Рукоятки ножей украшались драгоценными камнями, искусной резьбой. Своим округлым концом ножи обязаны Наполеону. Он запретил производство ножей с острым концом. (По С. Поповой)
Рассказ Незнайки Шел я однажды по пустынной дороге. Гляжу: деревянная ветряная мельница. Я никогда не видел ничего подобного, привык жить в каменных домах со стеклянными окнами, обедать в пристанционном буфете, испытывать родственные чувства к людям и не бояться временных трудностей. Подхожу поближе. Смотрю: выползает что-то змеиное: блестящая серебряная шкурка, длинное шнурообразное тело. Жизненного опыта у меня маловато, и я решил: «Пойду – ка я домой, там ждет меня куриный бульон, румяные пирожки и клюквенный сок».
Итоги урока Вспомните цели нашего урока. 1. Закрепить правило правописания суффиксов –н- и -нн- в прилагательных; 2. Учиться правильно писать имена прилагательные с –н- и –нн-; 3. Познакомиться с новым словарным словом.
Когда пишется одно н, а когда нн?
Домашнее задание (на выбор) 1. Составить карточку для своего соседа по парте на правописание слов с н и нн в суффиксах прилагательных. Не забудьте пропустить в словах н и нн. (20 слов на половине листа А-4). 2. Написать продолжение истории Незнайки со слов …и я решил… ( листки с текстом у вас остаются).
Сочинение 3. Написать сочинение на лингвистическую тему на основе эпиграфа «Суффикс, как скульптор, лепит слово во всей его красе…» В.П.Угольникова.