Аналитическое чтение поэмы «Двенадцать». « СЕГОДНЯ Я – ГЕНИЙ »

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Поэма «Двенадцать»- гимн революции? (урок-исследование) учитель русского языка и литературы МОУ Караяшниковская СОШ Ковалёва А.Н.
Advertisements

Александр Блок связывал свою судьбу с судьбой России, постоянно ощущал неразрывную связь с Родиной. Обостренное внимание к её судьбе определило отношение.
Черновики А.Блока. 3 марта 1918 года. Газета «Знамя труда» на оберточной бумаге напечатала поэму «Двенадцать». «Этой поэме суждено бессмертие». А.В.Луначарский.
« Сегодня я – гений !». Александр Блок. Ст. « Интеллигенция и народ », 1908 год.
Отрывки… На канате плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!» Старушка убивается плачет, Никак не поймет, что значит, На что такой плакат, Такой огромный.
Основные образы поэмы. Система образов Экспозиция Старый мир Катька Писатель Поп Паршивый пёс Старушка Барыня в каракуле Новый мир Будущее? Иисус Христос.
Поэтическая версия революции в поэме «Двенадцать» как пророчество и предупреждение.
Образ революции в поэме А.Блока «Двенадцать». Автор Дейберт И.А.
А.А. Блок. Поэма «Двенадцать» Поэма «Двенадцать» А.А. Блока - первое крупное произведение, посвященное Октябрьской революции. Отношение Блока к революции.
Домашнее задание по литературе для учащихся 11 Б класса (24-29 ноября )
Краткие биографические сведения А.А. Блока: 16 ноября 1880 г. – Блок родился в Петербурге в профессорской семье, воспитывался в семье деда, профессора.
Образ Христа и многозначность финала поэмы А. Блока « Двенадцать». Подготовила Залунина Людмила Юрьевна, преподаватель русского языка и литературы ФГКОУ.
Стилистические и жанровые особенности поэмы А. А. Блока «Двенадцать».
А. А. Блока «Двенадцать». «Мир и братство народов- вот знак, под которым проходит русская революция. Вот о чем ревет ее поток. Вот музыка, которую имеющий.
«Когда в воздухе собирается гроза, то великие поэты чувствуют эту грозу, хотя их современники обыкновенно грозы не ждут. Душа поэта подобна приемнику,
«Сегодня я – гений! Двенадцать – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал» «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию» «Трудное.
…И идут без имени святого Все двенадцать – вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль. А.Блок «Двенадцать»
Презентацию подготовил Ученик 11 класса « Б » Михайлов Влад.
Александр Александрович Блок Люди менялись у нас на глазах, Люди менялись у нас на глазах, когда глядели на Блока: точно на когда глядели.
«Двенадцать» «Мир и братство народов- вот знак, под которым проходит русская революция. Вот о чем ревет ее поток. Вот музыка, которую имеющий уши должен.
Транксрипт:

Аналитическое чтение поэмы «Двенадцать»

« СЕГОДНЯ Я – ГЕНИЙ »

Блок и революция Январь 1918 года. «…Поэма написана в ту пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех моряхприроды, жизни и искусства» А.Блок статья «Интеллигенция и революция» «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию»… Поэма «Двенадцать», Статья«Интеллигенция и революция»: «Что же вы думали? Что революция – идиллия ?Что творчество ничего не разрушает га своем пути? …что так бескровно и безболезненно разрешится вековая распря между «черной» и «белой» костью…между интеллигенцией и народом?» Стихотворение «Скифы». Революция для Блока сложнейшая переделка внутреннего мира человека. Образ ветра, стихии это глубокое противоречие в человеческой душе, оно не может быть однозначно добром или злом.

1 глава Место – «божий свет». Гигантская сфера, как будто действие происходит на гигантской покатости земного шара, потому и трудно держаться на ногах. Время. «Черный вечер». Цвета – черный, белый, красный. Главный герой – ветер – стихия революции. Старый мир – «старушка-курица», «товарищ поп», «писатель-вития», «барыня в каракуле» «профсоюз» проституток – сметены веселым, злым ветром революции. Устоял буржуй. Глава заканчивается вопросом: «Что впереди?»

2 глава. Во второй главе появляются герои. Идут обыкновенные люди – парни с городских окраин. В них нет ничего героического. В зубах - цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз! Все обыденно. И разговоры обыденные: А Ванька с Катькой в кабаке... Ванька просто не с ними, а потому против них. Сначала отказ от запретов. Свобода, свобода, Эх, эх, без креста!

Заявлена цель их движения (тем, кто их ведет к новой жизни): «Неугомонный не дремлет враг». Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь… Эх, эх, без креста! Вот и сущность нового, революционного времени: без креста. Достоевский считал, что сущность социализма ни в коем случае не экономическое учение, а атеистическое: «Бога нет и все дозволено».

3 глава Двенадцать строк – три четверостишия. Диапазон От солдатской песни до молитвы. Частушка и марш. Цель огромна «Мировой пожар в крови». Революция для Блока сложнейшая переделка внутреннего мира человека. Это явно перекликается со словами Иисуса Христа: «Построить храм новой веры в душах ваших». Пожар именно в крови, а не на всей земле только. Новое кровообращение, новая природа человека. Но для этого надобно отрешиться от старого. И вдруг «Господи, благослови!» Сейчас он и переступит, как все герои русской литературы, через главное: «Не убий!»

4и5 главы Четвертая и пятая главы посвящены героине поэмы – Катьке.Ради таких, как она, по утверждению большевиков, делалась революция. Но что изменилось в ее жизни? Да только клиенты: «С юнкерьем гулять ходила, с солдатьем теперь пошла».

6 глава Кульминация поэмы. Бессмысленность убийства: месть Ваньке не осуществлена: «Утек, подлец!» Зато безжизненное тело Катьки «наглядный» упрек: А Катька где? Мертва, мертва! Простреленная голова! Что, Катька, рада Ни гу-гу... Лежи ты, падаль, на снегу! Повторы слов и фраз, как упреки совести, которую, заглушив, не обмануть. А через Катьку просто перешагивают, устремляясь вперед на встречу с таинственным и неугомонным врагом: Революцьонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! Но перед нами не враг, она случайная жертва, предусмотренная теорией уличных жертв. Через нее перешагнули и забыли. Блок почувствовал, что в революции есть и разрушительная стихия, «черная злоба».

7 глава. В шестой главе поэмы, после убийства Катьки, начинается перелом, переход от веселой удали к ощущению трагизма. Это сгущение красок и теней от сомнений Блока в созидательных началах революции. Автор сочувствует Петьке потому, что в нем живы человеческие чувства и сознание преступления. «Лишь у бедного убийцы не видать совсем лица», говорил Блок о Петьке, которому от любви и боли «не оправиться никак».

Слова Петрухи о Катьке одни из самых проникновенных в блоковской любовной лирике вообще: - Ох, товарищ, родные, Эту девку я любил... Ночки черные, хмельные С этой девкой проводил... - Из-за удали бедовой В огневых ее очах, Из-за родники пунцовой Возле правого плеча, Загубил я, бестолковый, Загубил я сгоряча... ах!

Но товарищи Петрухи обрывают его исповедь: «Не такое нынче время». В этой главе убивается любовь к Катьке и тоска. Полное пренебрежение к личности.

8 глава. Но контроль нравственный красногвардейцами уже потерян: «Гуляет нынче голытьба!» Выжженное пространство. Отъединенность от всех. Богооставленность. И человеческая боль обращается в ожесточение: Уж я ножичком Полосну, полосну!..

9 глава Тишина опустошенного, разграбленного мира. В элегических строфах городского романса обнаруживается, что старый мир сломлен и обессилен: Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос. И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост.

10 глава Нарастает ощущение слепоты красногвардейцев, их затерянности в обезлюдевшем мире бездорожья. Стихия природы уже не с ними, а против них. Это вызывает отчаянный вскрик Петьки – обращение за помощью к Богу: Ох, пурга какая, Спасе! Однако сотоварищи по убийству напоминают Петьке о бесполезности церкви для революции («От чего тебя упас / Золотой иконостас?», «Али руки не в крови / Из-за Катькиной любви?»). Оказывается, они шли на это убийство сознательно. Катька средство. Теперь эти люди, повязанные кровью, единомышленники.

11 глава Преступление и высокая нравственная цель, как и у Достоевского, у Блока оказываются «несовместными». И потому в 11-й главе красногвардейцы «идут без имени святого». Рефрен («Вперед, вперед, / Рабочий народ!») подчеркивает бесцельность движения: Ко всему готовы, Ничего не жаль... И движение становится тяжким, и знамя уже не воодушевляет, а препятствует: В очи бьется Красный флаг. Но Двенадцать все идут и идут: Их винтовочки стальные На незримого врага... В переулочки глухие, Где одна пылит пурга...

12 глава Встреча произошла. Это встреча с Христом. Эти двенадцать стреляют в него. Они от Христа отказались. Преступая через кровь, красногвардейцы идут дальше «без имени святого», хотя в незримом сопровождении Христа. А он «с кровавым флагом». Принял на себя всё и всю будущую кровь. Страшное блоковское пророчество. Поэт предвидел все бесконечные жертвы. А Христос от России не отказывается.

Загадка последней строфы пес Христос патруль

Об отношении двенадцати и простонародного Исуса велись разнообразные споры. Благославляет ли Христос красногвардейцев и возглавляет ли движение своих апостолов? Убегает ли он, а они преследуют и стреляют в невидимый призрак? Несет ли он сам кровавый флаг или полотнище развевается само по себе?

"Мне тоже не нравится конец "Двенадцати". Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И я тогда же записал у себя: "К сожалению, Христос"».

Поэту ясно только одно: прошлое (безродный пес старого мира), настоящее (двенадцать апостолов- разбойников), возможное будущее (невидимый призрак под красным флагом и в «белом венчике из роз») оказываются в одном символическом пространстве-времени, посреди вьюги, с памятью о невинной жертве.

Вот почему поэма заканчивается призраком, увиденным Блоком в революционную бурю, в метель. Блок не осуждает революцию и не оправдывает ее. Он занял самую трудную позицию показал революцию во всей ее сложности.

Блок умер в Петрограде 7 августа 1921 года Рожденные в года глухие Пути не помнят своего. Мы – дети страшных лет России – Забыть не в силах ничего. Испепеляющие годы! Безумья ль в Вас, надежды ль весть? От дней войны, до дней свободы – Кровавый отсвет в лицах есть… И пусть над нашим смертным ложем Взовьется с криком воронье, - Те, кто достойней, Боже, Боже, Да узрят царствие Твое!

В презентации использовалась аудиозапись поэмы в исполнении Игоря Кваши. Поэма Александра Блока «Двенадцать» в книге И.С. Грачевой Уроки русской литературы, СПб, 1994.