Активные и интерактивные методы преподавания истории в школе Автор реферата: Чернова И.Ю. учитель истории МОУ «Гимназия 1» г.Новомосковск (в рамках курсов повышения квалификации) Научный руководитель: Федорова О.Н уч.год.
Стратегии в преподавании школьных историческо-обществоведческих дисциплин.
ПАССИВНАЯ СТРАТЕГИЯ (одностороннее воздействие) Учитель – центральное место на занятии; содержание материала отобрано и приготовлено учителем; преобладание монолога (лекция); акцент на репродуктивность; директивное руководство; источник информации: речь учителя, текст учебника, документальный фильм, иллюстрация, музыкальное произведение и т.д.
АКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ (непосредственное взаимодействие) Учитель сохраняет центральное место на занятии, но обучающиеся задают вопросы, поясняют положения, предлагают собственные решения. Поощрение инициативы и творчества. Ученик – объект педагогического воздействия с чертами субъекта образовательного процесса.
Интерактивная стратегия Учитель – организатор образовательного процесса, но не его главная фигура. Конструктивное взаимодействие учеников между собой в процессе обучения. Взаимодействие внутри ученических групп и между ними. Принцип участия – ученик активное действующее лицо в учебном процессе.
Варианты обучения в сотрудничестве Обучение в команде: Особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена команды в постоянном взаимодействии с другими членами группы при работе над проблемой (темой, вопросом). Личностно- ориентированная технология обучения как иллюстрация сосуществования активных и интерактивных методов обучения в школе. Основная идея: создание условий для активной совместной учебной деятельности обучающихся в разных учебных ситуациях.
Основная задача: создание стимула и внутренней заинтересованности к познанию. Основной путь решения: создание адекватных дидактических ситуаций, стимулирующих учебную деятельность, в частности посредством постановки проблемной задачи. Технология реализации проблемного обучения
Пример: урок «Два мира: мода и быт 1960-х годов» «Малые группы» изучают какой либо аспект(вопрос) одной общей проблемы. Проблемные вопросы: В чем были причины различий повседневной жизни в СССР и Западной Европе? Каковы были общие тенденции развития и взаимовлияния в бытовой сфере? Какие надежды и мечты людей связаны с изменениями в быту на Западе и в СССР? Задание: Группы обсуждают моду (одежду, прически, косметику); жилье 1960-х годов и бытовую технику; досуг и отдых. (В разделе IV приводится подробная разработка подобного урока.) 1.Знакомство в общем виде с проблемой. 2.Учитель выдвигает гипотезы по ее возможному решению. 3.Гипотезы обсуждаются на основе первичной информации. 4.Каждая группа исследует 1-2 подпроблемы, подобрав новую информацию, ее анализ. 5.Обмен информацией, спор- диалог по общей проблеме – подтверждение или опровержение выдвинутых гипотез. Модель структурированной или регламентированной дискуссии
Ученикам предлагается выпустить номер исторического журнала (газеты), посвященного изучаемой теме. Создается команда редколлегия (78 человек): редактор (пишет передовицу, раскрывает значение данных исторических событий, актуальность проблематики); сотрудники информационного отдела (готовят репортажи с мест событий, интервью с очевидцами или специалистами, подбирают необходимый материал для номера); сотрудники аналитического отдела (пишут материалы с анализом событий обозрения, эссе, очерки и статьи); сотрудники развлекательно- познавательного отдела (готовят фельетоны, эпиграммы, анекдоты, ребусы, кроссворды по теме); художники- оформители (отбирают или создают свои иллюстрации, оформляют обложку). В ходе игры на уроке проходит ((презентация)) номера журнала, посвященного определенной теме. Модель деловой проектной игры «Журналисты»